Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Исчезновение Кремля

Исчезновение Кремля

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Исчезновение Кремля  В сентябре 1941 года, началась битва за Москву. Но германские самолеты появились здесь раньше – в ночь с 21 на 22 июля. Понятно, что главной целью для вражеской авиации был Кремль. И каково же было удивление немецких летчиков, когда ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади они не обнаружили!

 

Казалось бы, куда могли исчезнуть 27,5 гектара территории, причем обнесенной высокими стенами и повсюду сверкающей золотыми куполами? К тому же Кремль с высоты выглядит неправильным треугольником и является отличным ориентиром для пилотов. А ведь, как оказалось, никакой мистики тут нет...

 

Выход нашла группа архитекторов под руководством Бориса Иофана. Он предложил попросту замаскировать Кремль, прилегающие к нему территории и остальные наиболее ценные объекты. Проект по тем временам выглядел фантастическим, но размышлять было некогда. В архиве сохранилась секретная записка от 26 июня 1941 года, в которой комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов рекомендует Лаврентию Берии немедленно приступить к реализации плана Бориса Иофана.

 

Предлагалось два варианта «исчезновения» Кремля: плоскостная и ложная маскировка. Первая предусматривала перекраску зданий и скрытие их наиболее приметных элементов. Все старинные здания стилизовали под обычные дома, закрасили зеленые крыши, нанесли темную краску на позолоченные купола, сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери, а зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши домов. По второму варианту маскировки нужно было с помощью ложных объектов до неузнаваемости изменить планировку московских улиц. Появились здания-призраки, которыми «застроили» все площади и парки. Повсюду протянулись до этого несуществующие дороги, а настоящие разрисовали так, чтобы сверху были видны «крыши домов». Так с воздуха выглядела и Красная площадь. А через Москву-реку перекинулся ложный мост.

 

Первый налет случился в ночь с 21 на 22 июля – ровно через месяц после начала войны. О том, что маскировка сработала, говорит такой факт: на территорию Кремля упало лишь несколько бомб, да и то не причинивших серьезных повреждений. Лишь один 250-килограммовый фугас угодил в Большой Кремлевский дворец – бомба пробила крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала, ударилась об пол, но не взорвалась. Всего же в Москве за время этого пятичасового налета рухнуло 37 зданий. Убедившись в эффективности плана Иофана, командование постаралось как можно быстрее закончить маскировку. Уже 29 июля майор госбезопасности Шпигов взлетел над Москвой на самолете и, осмотрев территорию с высоты тысячи метров, остался доволен результатом.

 

Начиная с 22 июля, бомбардировки стали регулярными. Из-за мощной противовоздушной обороны немцы не решались на дневные атаки, а в ночных условиях «перестроенная» Москва совершенно сбивала их с толку. Бомбардировщики обычно двигались двумя волнами: первая сбрасывала зажигательные бомбы, а вторая – фугасные, целясь по освещенным первыми объектам. Понятно, что при такой видимости сложно определить, где настоящая цель, а где нет. Так что большинство бомб сбрасывалось беспорядочно, а многие прицельные удары наносились по «призракам». Например, некоторые ложные объекты москвичи специально подсвечивали, создавая эффект ухудшенной светомаскировки, и немецкие бомбы летели именно туда.

 
Вадим Ильин