«Илья Муромец» в запорожском небе
10 грудня 2014 21:10
Переглядів: 423
Коментарів: 0
Надрукувати
Вот как о похоронах
Сапожникова вспоминал Алексей КонстантиновичТуманский в своей книге
«Полет сквозь годы»: «Мы хоронили Григория Сапожникова через день после
трагедии на городском кладбище. Собралось огромное количество народа. Здесь
были и военные, и большинство жителей Александровска. Когда гроб с телом
Сапожникова стали опускать в могилу, военный оркестр вдруг тихо-тихо заиграл...
старинный вальс «Березка». Все присутствовавшие сперва встрепенулись и стали с
недоумением переглядываться, но потом, очевидно, поняли... Мы услышали то тут,
то там сперва тихие, затем все нарастающие всхлипы женщин, переходящие в
рыдания. Многие мужчины, и мы в том числе, полезли за платками...».
Эскадрилья «Муромцев» под
командованием Туманского продолжала находиться в Александровске. Есть
предположение, что местом ее дислокации была пустошь на территории нынешнего
Космического микрорайона, неподалеку от улицы Магара.
Парад, которого не было?
14 сентября 1920 года в селе Фридрихсфельде
(ныне - Раздол Михайловского района Запорожской области) должен был состояться
парад войск небезызвестного барона Врангеля. Чтобы его сорвать, «Муромец»
Туманского сбросил на объект 12 пудов бомб, два пуда специальных стрел и пуд
пропагандистской литературы. По данным советской историографии, парад был
сорван, но, согласно воспоминаниям офицера Н.А. Раевского, потери
белогвардейцев были незначительными, и мероприятие все же состоялось.
16 сентября «Муромцы» из состава
отряда вылетели в направлении станции Пришиб (ныне Запорожской области), чтобы
уничтожить белогвардейский бронепоезд. На самолете Туманского летел командир Дивизиона
Воздушных Кораблей Ремезюк. Самолеты зашли на поражение цели на встречных
курсах. Бронепоезд же, хоть и активно отстреливался, но все же получил
серьезные повреждения. Окончательно уничтожить его помешал Ремезюк. Испугавшись
огромной пробоины в самолете Туманского, он приказал возвращаться.
Охота на бронепоезд
Через два дня отряд получил
приказ: бронепоезд, находящийся на станции Пришиб, ликвидировать. На задание
вылетели оба «Муромца». В результате бомбежки бронепоезд был выведен из строя. Возвращаясь
на свой аэродром, самолеты натолкнулись
на пять белогвардейских бомбардировщиков «Хэвиленд», тоже возвращавшихся с
выполнения боевого задания. Завязалась схватка... «Муромец» Туманского получил
48 пробоин, но, тем не менее, все обошлось благополучно.
В конце сентября 1-й боевой отряд
был переведен в Харьков. Но так как к концу 1920 года оба «Муромца» пришли в
негодность, командование приказало отряду Туманского изменить место дислокации
– перебазироваться в город Сарапул.
Жизнь, отданная авиации
Пять братьев Алексея
Константиновича во время гражданской войны тоже служили в авиационных частях
РККА, а после войны занялись мирным трудом. Четверо из них посвятили свою жизнь
авиации.
Самым известным был Сергей
Константинович Туманский – выдающийся конструктор авиационных двигателей, доктор
технических наук, действительный член Академии наук СССР, Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, до
войны - главный конструктор завода № 29 им. П.И. Баранова (ныне «АО МОТОР СИЧ»).
Когда младший брат жил и работал в Запорожье, легендарный летчик не раз бывал в
нашем городе – городе своего героического прошлого. Умер Алексей Константинович
Туманский в 1972 году.
Для увековеченья памяти
легендарного летчика Григория Сапожникова в 1927 году его имя было присвоено
одному из самолетов ВВС Московского военного округа. 25 марта 1975 года в
Хортицком районе Запорожья его именем была названа улица. Наверное, было бы
справедливо, чтобы со временем в городе появилась улица братьев Алексея и
Сергея Туманских.
|