Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Илья Муромец» в запорожском небе

«Илья Муромец» в запорожском небе

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
«Илья Муромец» в запорожском небе

 

Вот как о похоронах Сапожникова вспоминал Алексей КонстантиновичТуманский в своей книге «Полет сквозь годы»: «Мы хоронили Григория Сапожникова через день после трагедии на городском кладбище. Собралось огромное количество народа. Здесь были и военные, и большинство жителей Александровска. Когда гроб с телом Сапожникова стали опускать в могилу, военный оркестр вдруг тихо-тихо заиграл... старинный вальс «Березка». Все присутствовавшие сперва встрепенулись и стали с недоумением переглядываться, но потом, очевидно, поняли... Мы услышали то тут, то там сперва тихие, затем все нарастающие всхлипы женщин, переходящие в рыдания. Многие мужчины, и мы в том числе, полезли за платками...».

 

Эскадрилья «Муромцев» под командованием Туманского продолжала находиться в Александровске. Есть предположение, что местом ее дислокации была пустошь на территории нынешнего Космического микрорайона, неподалеку от улицы Магара.

 

Парад, которого не было?

14 сентября 1920 года в селе Фридрихсфельде (ныне - Раздол Михайловского района Запорожской области) должен был состояться парад войск небезызвестного барона Врангеля. Чтобы его сорвать, «Муромец» Туманского сбросил на объект 12 пудов бомб, два пуда специальных стрел и пуд пропагандистской литературы. По данным советской историографии, парад был сорван, но, согласно воспоминаниям офицера Н.А. Раевского, потери белогвардейцев были незначительными, и мероприятие все же состоялось.

 

16 сентября «Муромцы» из состава отряда вылетели в направлении станции Пришиб (ныне Запорожской области), чтобы уничтожить белогвардейский бронепоезд. На самолете Туманского летел командир Дивизиона Воздушных Кораблей Ремезюк. Самолеты зашли на поражение цели на встречных курсах. Бронепоезд же, хоть и активно отстреливался, но все же получил серьезные повреждения. Окончательно уничтожить его помешал Ремезюк. Испугавшись огромной пробоины в самолете Туманского, он приказал возвращаться.

 

Охота на бронепоезд

Через два дня отряд получил приказ: бронепоезд, находящийся на станции Пришиб, ликвидировать. На задание вылетели оба «Муромца». В результате бомбежки бронепоезд был выведен из строя. Возвращаясь на свой аэродром, самолеты натолкнулись на пять белогвардейских бомбардировщиков «Хэвиленд», тоже возвращавшихся с выполнения боевого задания. Завязалась схватка... «Муромец» Туманского получил 48 пробоин, но, тем не менее, все обошлось благополучно.

 

В конце сентября 1-й боевой отряд был переведен в Харьков. Но так как к концу 1920 года оба «Муромца» пришли в негодность, командование приказало отряду Туманского изменить место дислокации – перебазироваться в город Сарапул.

 

Жизнь, отданная авиации

Пять братьев Алексея Константиновича во время гражданской войны тоже служили в авиационных частях РККА, а после войны занялись мирным трудом. Четверо из них посвятили свою жизнь авиации.

 

Самым известным был Сергей Константинович Туманский – выдающийся конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук, действительный член Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, до войны - главный конструктор завода № 29 им. П.И. Баранова (ныне «АО МОТОР СИЧ»). Когда младший брат жил и работал в Запорожье, легендарный летчик не раз бывал в нашем городе – городе своего героического прошлого. Умер Алексей Константинович Туманский в 1972 году.

Для увековеченья памяти легендарного летчика Григория Сапожникова в 1927 году его имя было присвоено одному из самолетов ВВС Московского военного округа. 25 марта 1975 года в Хортицком районе Запорожья его именем была названа улица. Наверное, было бы справедливо, чтобы со временем в городе появилась улица братьев Алексея и Сергея Туманских.