Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Большие и маленькие причуды гениев

Большие и маленькие причуды гениев

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Большие и маленькие причуды гениев

Почти все великие люди имели свои маленькие странности. В этом нет ничего удивительного, ведь все это свойства характера, а они есть у каждого человека вне зависимости от его известности. Другое дело, если речь идет о гении: тогда маленькие чудачества и привычки превращаются в «визитную карточку», а порой и в анекдоты.

 

Великий полководец Александр Суворов славился своими странными выходками: необычный распорядок дня – он ложился спать в шесть вечера, а просыпался в два часа ночи, необычное пробуждение – обливался холодной водой и громко кричал «ку-ка-ре-ку!», необычное для полководца ложе – он спал на сене. Предпочитая ходить в старых сапогах, запросто мог выйти встречать высоких чиновников в спальном колпаке и нижнем белье. Сигнал к атаке он также подавал своим любимым «ку-ка-ре-ку!», а, говорят, после того, как его произвели в фельдмаршалы, начал прыгать через стулья и приговаривать: «И через этого я перепрыгнул, и через такого-то!». Своих крепостных Суворов очень любил женить, руководствуясь своеобразным принципом: выстраивал их в ряд, отбирал подходящих по росту, а потом венчал по двадцать пар за раз.

 

Уинстон Черчилль менял постельное белье каждую ночь. Причем в гостиницах, где он останавливался, часто даже ставили две кровати рядом. Проснувшись ночью, Черчилль ложился на другую кровать и спал на ней уже до утра. Причины этого биографы видят в том, что у него была мощная выделительная система – проще говоря, он часто потел... Кстати, Уинстон Черчилль также коллекционировал солдатиков. Известно, что у него дома было несколько армий, которыми он с удовольствием играл.

 

Альберт Эйнштейн, один из величайших умов прошлого века, не носил носков. В июле 2006 года была обнародована коллекция личных писем ученого, в которых он признается в этой маленькой странности жене: «Даже в самых торжественных случаях я обходился без носков и скрывал сие отсутствие цивилизованности под высокими ботинками». Кстати, супруге Эйнштейна приходилось по три раза повторять одно и тоже, прежде чем до физика доходил смысл ее реплик.

 

Лев Ландау, нобелевский лауреат в области физики, постоянно цитировал какие-то смешинки, стихи, рифмованные строчки, которые и стихами не назовешь. «Например, стоило мне заикнуться, что я еду в Анапу, как он ответствовал: «Надену я черную шляпу, поеду я в город Анапу, там буду лежать на песке в своей непонятной тоске. В тебе, о, морская пучина, погибнет роскошный мужчина, который лежал на песке в своей непонятной тоске...». И далее следовало что-нибудь на грани приличия: «В нашем саде, в самом заде, вся трава примятая. Не подумайте плохого – все любовь проклятая!», – писала в своей книге «Так говорил Ландау» Майя Бессараб. Одним из излюбленных хобби ученого был пасьянс. Раскладывая карты, Ландау приговаривал: «Это вам не физикой заниматься. Здесь думать надо».

 

Писатель Анатоль Франс иногда забывал достать новый лист бумаги или тетрадку и писал на всем, что попадется по руку: конвертах, визитках, обертках, квитанциях. Бывало и похуже – Исаак Ньютон, к примеру, как-то вместо яиц сварил свои карманные часы.


Некоторые великие не женились. Сейчас этим никого не удивишь, но еще сто лет назад это считалось большой странностью. Вольтер, Данте, Руссо, Спиноза, Кант и Бетховен умерли убежденными холостяками, считая, что жена только помешает им творить, а за домом прекрасно присмотрит и слуга. Правда, в доме Бетховена прислуга была бессильна соблюдать хоть какое-то подобие порядка: листы с симфониями и увертюрами были разбросаны по всему кабинету вперемешку с бутылками и тарелками, и горе тому, кто пытался собрать их, нарушив этот беспорядок! А сам хозяин в это время, невзирая на любые погодные условия, трусцой обегал улицы города.

 

Любил погулять и известный сатирик Лафонтен. При этом он громко декларировал пришедшие в его светлую голову строки и рифмы, размахивая руками и приплясывая. К счастью, к подобным личностям народ тогда относился довольно спокойно, и санитаров никто не вызывал. А вот Бальзак творил, стоя босиком на холодном полу. Видимо, охлаждение мозга через ноги действительно как-то влияет на мыслительный процесс, потому что еще один писатель – Шиллер – писал свои драмы, держа ноги в корыте с ледяной водой.

 

Впрочем, у каждого гения были свои способы стимулирования творческого процесса. Паганини оттачивал свое мастерство, играя на скрипке среди могил, чем вызывал самые зловещие слухи. Композитор Сарти сочинял в абсолютно пустой комнате в полумраке, а вот к его коллеге Чимароза, напротив, муза приходила во время разгульных вечеринок. Метод писателя Ричарда Гоутона был весьма опасен для окружающих: сочиняя, он впадал в транс и, произнося вслух строки, брал колюще-режущие предметы – ножи или ножницы. Все, что попадалось ему под руку, моментально превращалось в клочья.

 

Не менее экстравагантные увлечения были у Льва Толстого. Сначала граф начал собственноручно пахать землю, собирая этим зрелищем толпы крестьян, которые чесали затылки и спорили: спятил барин или просто чудит с перепою? Затем отец русской интеллигенции оделся как босяк и пошел в село к своим крепостным – погутарить об их нуждах и печалях. Оробевшие мужики попрятались в сене от греха подальше, а писатель махнул рукой на попытки понять крестьянскую душу и занялся изготовлением сапог, которые раздаривал своим родственникам и знакомым.

 

Другие странные привычки великих людей:

 

– Иван Грозный по утрам и вечерам лично звонил в колокола на главной звоннице Александровской слободы. Таким образом, говорят, он пытался заглушить душевные страдания.

 

– Лорд Байрон приходил в крайнюю степень раздражения при виде солонки с солью.

 

– Иоганнес Брамс для вдохновения постоянно без надобности чистил обувь.


– Бенджамин Франклин, садясь за работу, запасался огромным количеством сыра.


– Иоганн Гете работал только в герметически закрытом помещении, без малейшего доступа свежего воздуха.

 

– Николай Гоголь прекрасно готовил макароны. Живя в Риме, Гоголь специально ходил на кухню учиться у поваров, а потом угощал своих друзей.

 

– Оноре де Бальзак не садился за работу, не выпив 5–7 чашек кофе. Кроме того, в знак глубокого уважения к гениальному человеку он обязательно снимал шляпу. Причем Бальзак это делал, когда говорил... о себе.

 

– Физик Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики, разводил карпов. Когда его спрашивали, почему именно карпов, а не каких-либо других рыб или животных, он отвечал, что теплокровных животных он разводить не будет, поскольку не хочет обогревать мировое пространство за свои деньги.

 

– Джек Потрошитель, самый известный убийца XIX века, совершал свои преступления только по выходным.

 

– Александр Пушкин очень любил пострелять в бане. Говорят, что в селе Михайловское почти ничего подлинного со времен поэта толком сохранить не удалось, однако стена, в которую Пушкин стрелял, на удивление осталась в целости.