Дмитрий Плеханов: «Нынешняя ситуация на полиграфическом рынке – это коллапс»
25 лютого 2015 18:02
Переглядів: 764
Коментарів: 0
Надрукувати
Каждый
раз, подходя к киоску, чтобы приобрести свежую газету, обыватель видит уже
конечный продукт. При этом он едва ли задумывается о том, с какими трудностями,
и, прежде всего, финансового характера, сегодня сопряжена издательская
деятельность.
Однако полиграфическая отрасль,
впрочем, как и все остальные, нынче переживает не лучшие времена. И даже
крупным типографиям все сложнее держаться на плаву. В Запорожской области, бесспорным
лидером в сфере полиграфических услуг, является ООО «Издательский Дом
«Керамист». Именно поэтому собеседник «ПОЗИЦИИ» – генеральный директор этого предприятия Дмитрий Плеханов.
– Сегодня цивилизованный мир все быстрее переходит на
рельсы цифровых технологий. Не кажется ли Вам, что издательский бизнес ждет
незавидная перспектива, а дорогостоящее оборудование из той же Европы нам будут
просто «сливать», потому что в Украине подобные процессы все же идут медленнее?
– Не думаю, что говорить об этом
следует именно в такой плоскости. Полиграфическая отрасль в мире однозначно
развивается. Только постепенно переходит на другой качественный уровень. Если
взять газеты, тенденция к снижению тиражей и уменьшению ассортимента в Европе действительно
есть. Однако темпы эти не столь велики, как кажется, примерно 3–5% в год. Но в
принципе, если взглянуть на другие страны, везде будет по-разному. В Индии
спрос на периодику постоянно растет, а в Китае и вовсе газетный бум. У нас
подобные процессы происходили лет восемь назад, когда в полиграфической отрасли
наблюдался пик развития. Тогда Украину и Запорожье в частности буквально
наводнили печатным оборудованием. Впрочем, время показало, что если у
предприятия нет стратегии развития, то никакая, даже самая современная техника,
не поможет. Мы фиксируем резкое снижение спроса на типографскую продукцию по печати визитных карточек, конвертов с логотипами, а также другой
офисно-представительской продукции, например изготовление фирменных бланков - вообще никто не заказывает.
– Резкий скачок курса иностранной валюты – доллара и
евро по отношению к гривне спровоцировал рост цен буквально на все. Услуги
печати – не исключение. В связи с этим, как Вы оцениваете ситуацию на
полиграфическом рынке Украины?
– Если сказать одним словом,
нынешняя ситуация – это коллапс. Судите сами. Подписную цену на нынешний год
газеты сформировали еще в августе прошлого. Тогда доллар по шестнадцать гривен
казался чем-то из ряда вон выходящим. Чуть позже он стал по двадцать, теперь перешагнул
за сорок. Кто способен это выдержать?! Сегодня мне пачками приходят письма от
клиентов – различных изданий. Одни приостанавливают работу, другие закрываются
совсем, третьи переходят на меньший объем и иной формат. Для потребителя цена
на наши услуги растет, но зарабатываем мы все меньше. У газеты, как у любого
готового изделия, есть себестоимость – ее составляют цена бумаги, краски,
пластин и работа. Свою продукцию мы можем реализовывать только по определенной
цене, выше которой, уже никто ничего не купит.
– Бумага, которую ИД «Керамист» использует в работе,
приобретается в России? Как обстоят дела с поставками сегодня? Отразилась ли на
них ситуация в стране?
– Действительно, львиную долю бумаги
мы берем в Российской Федерации – около 90%, остальные 10% идут из Польши.
Делать закупки в России выгодно, прежде всего, с точки зрения логистики.
Приведу пример. До города Балахна в Новгородской области, где находится
целлюлозно-бумажный комбинат «Волга», с ним мы сегодня работаем, ехать полторы
тысячи километров, до завода в Польше, который находится на границе с Германией
– две с половиной. Да и поиск альтернативного поставщика – дело непростое.
Говоря откровенно, особого выбора нет. Крупнейший комбинат Украины –
Жидачевский, сегодня газетную бумагу не делает. Шкловский завод, что в
Беларуси, также не выход. Он маломощный и ориентирован на внутренние нужды
страны. С российскими поставщиками в этом смысле проще. Во-первых, их больше, а
во-вторых, и объем продукции производят немалый. Что касается политической
ситуации, она повлияла, и очень сильно. Упал экспорт, и соответственно,
снизилось количество курсирующего в сторону России транспорта. Найти машины,
чтобы вывести купленную бумагу с завода, сейчас непросто.
– Как сегодня формируется ценовая политика
«Керамиста»? Ведь, наверное, большая часть расходных материалов закупалась еще
по старым ценам? С какой периодичностью обновляется рабочий запас?
– В нынешней обстановке говорить о
каких-то старых ценах неправильно. Рабочий запас обновляется с периодичностью в
месяц-полтора. Бумага же идет буквально «с колес». Ее объем «Керамист»
вырабатывает в среднем за полторы недели. С ценообразованием мы тянем до
последнего. Любая бумага, которая пришла, поступает в работу лишь через неделю.
За это время я должен написать письма нашим клиентам-газетам и уведомить о том,
что с такого-то числа цена будет другой. Но бумагу-то «Керамисту» в кредит
никто не отпускает. Только по 100% предоплате, без каких-либо отсрочек. Образно
говоря, я пошел в банк или на базар, купил доллары и отправил их поставщику. Пока
они денег не увидят, товар никто не отгрузит. Далее машина с бумагой приехала в
Запорожье, растаможилась… Это еще неделя-полторы. Через время, когда старый
запас иссякнет, новая бумага пойдет в печать. А курс снова вырос. Отдельный
разговор – тендерные, госбюджетные закупки. Некоторым газетам мы продаем бумагу
еще по старым ценам. Выходит, раз выиграли тендер в январе прошлого года, то и
тяните его до декабря. Остальное никого не интересует.
– В связи с финансовой нестабильностью и событиями,
происходящими в стране, уменьшилось ли число клиентов ИД «Керамист»?
– Скажу одно. В прошлом году, когда
все началось, большинство людей как-то старались выживать, бороться… После
нового года эта активность значительно снизилась. Я уже говорил, что те, кто не
хочет уходить с медиарынка, ищут пути, как сохраниться, некоторые сворачивают
свою деятельность и надеются на предстоящие выборы. Были и такие, кто пытался
искать альтернативную типографию и уйти от нас в Мелитополь. Им там пообещали
цену ниже нашей на 10%. Но ничего хорошего из этого не вышло. Через неделю
вернулись обратно. Оказалось, что тарифы там просто не пересчитаны по-новому.
Когда же это произошло, цена не только выровнялась, но оказалась выше нашей. Да
и качество конечного продукта тоже играет не последнюю роль.
– В газетном сегменте ИД «Керамист» в Запорожской
области безусловный монополист. Есть ли опасение, что сокращение числа печатных
СМИ серьезно ударит по успешности предприятия, которое Вы возглавляете?
– Увы… Сегодня строить какие-то
планы и надеяться на бурное развитие – занятие неблагодарное. Но я как
директор, делаю все, чтобы наши сотрудники были загружены работой, и буду до
последнего держаться за свой коллектив.
Олег
ВАЛИК
|