Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Дмитрий Плеханов: «Нынешняя ситуация на полиграфическом рынке – это коллапс»

Дмитрий Плеханов: «Нынешняя ситуация на полиграфическом рынке – это коллапс»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Дмитрий Плеханов: «Нынешняя ситуация на полиграфическом рынке – это коллапс»Каждый раз, подходя к киоску, чтобы приобрести свежую газету, обыватель видит уже конечный продукт. При этом он едва ли задумывается о том, с какими трудностями, и, прежде всего, финансового характера, сегодня сопряжена издательская деятельность.

Однако полиграфическая отрасль, впрочем, как и все остальные, нынче переживает не лучшие времена. И даже крупным типографиям все сложнее держаться на плаву. В Запорожской области, бесспорным лидером в сфере полиграфических услуг, является ООО «Издательский Дом «Керамист». Именно поэтому собеседник «ПОЗИЦИИ» – генеральный директор этого предприятия Дмитрий Плеханов.


– Сегодня цивилизованный мир все быстрее переходит на рельсы цифровых технологий. Не кажется ли Вам, что издательский бизнес ждет незавидная перспектива, а дорогостоящее оборудование из той же Европы нам будут просто «сливать», потому что в Украине подобные процессы все же идут медленнее?


– Не думаю, что говорить об этом следует именно в такой плоскости. Полиграфическая отрасль в мире однозначно развивается. Только постепенно переходит на другой качественный уровень. Если взять газеты, тенденция к снижению тиражей и уменьшению ассортимента в Европе действительно есть. Однако темпы эти не столь велики, как кажется, примерно 3–5% в год. Но в принципе, если взглянуть на другие страны, везде будет по-разному. В Индии спрос на периодику постоянно растет, а в Китае и вовсе газетный бум. У нас подобные процессы происходили лет восемь назад, когда в полиграфической отрасли наблюдался пик развития. Тогда Украину и Запорожье в частности буквально наводнили печатным оборудованием. Впрочем, время показало, что если у предприятия нет стратегии развития, то никакая, даже самая современная техника, не поможет. Мы фиксируем резкое снижение спроса на типографскую продукцию по печати визитных карточек, конвертов с логотипами, а также другой офисно-представительской продукции, например изготовление фирменных бланков -  вообще никто не заказывает.

 


– Резкий скачок курса иностранной валюты – доллара и евро по отношению к гривне спровоцировал рост цен буквально на все. Услуги печати – не исключение. В связи с этим, как Вы оцениваете ситуацию на полиграфическом рынке Украины?


– Если сказать одним словом, нынешняя ситуация – это коллапс. Судите сами. Подписную цену на нынешний год газеты сформировали еще в августе прошлого. Тогда доллар по шестнадцать гривен казался чем-то из ряда вон выходящим. Чуть позже он стал по двадцать, теперь перешагнул за сорок. Кто способен это выдержать?! Сегодня мне пачками приходят письма от клиентов – различных изданий. Одни приостанавливают работу, другие закрываются совсем, третьи переходят на меньший объем и иной формат. Для потребителя цена на наши услуги растет, но зарабатываем мы все меньше. У газеты, как у любого готового изделия, есть себестоимость – ее составляют цена бумаги, краски, пластин и работа. Свою продукцию мы можем реализовывать только по определенной цене, выше которой, уже никто ничего не купит.


– Бумага, которую ИД «Керамист» использует в работе, приобретается в России? Как обстоят дела с поставками сегодня? Отразилась ли на них ситуация в стране?


– Действительно, львиную долю бумаги мы берем в Российской Федерации – около 90%, остальные 10% идут из Польши. Делать закупки в России выгодно, прежде всего, с точки зрения логистики. Приведу пример. До города Балахна в Новгородской области, где находится целлюлозно-бумажный комбинат «Волга», с ним мы сегодня работаем, ехать полторы тысячи километров, до завода в Польше, который находится на границе с Германией – две с половиной. Да и поиск альтернативного поставщика – дело непростое. Говоря откровенно, особого выбора нет. Крупнейший комбинат Украины – Жидачевский, сегодня газетную бумагу не делает. Шкловский завод, что в Беларуси, также не выход. Он маломощный и ориентирован на внутренние нужды страны. С российскими поставщиками в этом смысле проще. Во-первых, их больше, а во-вторых, и объем продукции производят немалый. Что касается политической ситуации, она повлияла, и очень сильно. Упал экспорт, и соответственно, снизилось количество курсирующего в сторону России транспорта. Найти машины, чтобы вывести купленную бумагу с завода, сейчас непросто.


– Как сегодня формируется ценовая политика «Керамиста»? Ведь, наверное, большая часть расходных материалов закупалась еще по старым ценам? С какой периодичностью обновляется рабочий запас?


– В нынешней обстановке говорить о каких-то старых ценах неправильно. Рабочий запас обновляется с периодичностью в месяц-полтора. Бумага же идет буквально «с колес». Ее объем «Керамист» вырабатывает в среднем за полторы недели. С ценообразованием мы тянем до последнего. Любая бумага, которая пришла, поступает в работу лишь через неделю. За это время я должен написать письма нашим клиентам-газетам и уведомить о том, что с такого-то числа цена будет другой. Но бумагу-то «Керамисту» в кредит никто не отпускает. Только по 100% предоплате, без каких-либо отсрочек. Образно говоря, я пошел в банк или на базар, купил доллары и отправил их поставщику. Пока они денег не увидят, товар никто не отгрузит. Далее машина с бумагой приехала в Запорожье, растаможилась… Это еще неделя-полторы. Через время, когда старый запас иссякнет, новая бумага пойдет в печать. А курс снова вырос. Отдельный разговор – тендерные, госбюджетные закупки. Некоторым газетам мы продаем бумагу еще по старым ценам. Выходит, раз выиграли тендер в январе прошлого года, то и тяните его до декабря. Остальное никого не интересует.


– В связи с финансовой нестабильностью и событиями, происходящими в стране, уменьшилось ли число клиентов ИД «Керамист»?


– Скажу одно. В прошлом году, когда все началось, большинство людей как-то старались выживать, бороться… После нового года эта активность значительно снизилась. Я уже говорил, что те, кто не хочет уходить с медиарынка, ищут пути, как сохраниться, некоторые сворачивают свою деятельность и надеются на предстоящие выборы. Были и такие, кто пытался искать альтернативную типографию и уйти от нас в Мелитополь. Им там пообещали цену ниже нашей на 10%. Но ничего хорошего из этого не вышло. Через неделю вернулись обратно. Оказалось, что тарифы там просто не пересчитаны по-новому. Когда же это произошло, цена не только выровнялась, но оказалась выше нашей. Да и качество конечного продукта тоже играет не последнюю роль.


– В газетном сегменте ИД «Керамист» в Запорожской области безусловный монополист. Есть ли опасение, что сокращение числа печатных СМИ серьезно ударит по успешности предприятия, которое Вы возглавляете?


– Увы… Сегодня строить какие-то планы и надеяться на бурное развитие – занятие неблагодарное. Но я как директор, делаю все, чтобы наши сотрудники были загружены работой, и буду до последнего держаться за свой коллектив.

 

 

Олег ВАЛИК