Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Нехватка денег – оптимизация вузов?

Нехватка денег – оптимизация вузов?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Нехватка денег – оптимизация вузов? Высшее образование во всем мире считается элитной составляющей подготовки профессионалов, и в него оправданно вкладывается немало средств. В нашей стране о науке также не забывали. По мнению отечественных экспертов, в Украине до 2015 года госрасходы на образование составляли 20 процентов, то есть по отношению к ВВП шесть-семь процентов.

 

Теперь расходы на образование и науку в правительстве решено уменьшить, сократить образовательную часть бюджета на 92,4 млн грн. Планируют сегодня потратиться на подготовку вузовских кадров III–IV уровней аккредитации и финансирование средних школ, но меньше, чем в предыдущие годы – на 126,2 и 186,5 млн грн соответственно (1,2 и 0,4%). На 15 млн грн (0,26%) меньше предлагается направить на подготовку рабочих кадров и на 25 млн (0,65%) меньше – на подготовку вузовских кадров І–ІІ уровней аккредитации. Еще 8 млн (1,4%) забрали в КНУ им. Тараса Шевченко (финансирование этого университета прописано отдельной строкой в госбюджете).

 

В то же время поступлений на образование в заведениях с усиленной военно-физической подготовкой правительство готово увеличить в 2,3 раза. Очень своевременно в Киеве заработал учебный центр, который будет готовить специалистов по беспилотникам и аэроразведке. Впрочем, даже при условии такого увеличения, на эту статью будет приходиться расходов гораздо меньше, чем в 2013–2014 гг. (когда в ней предусматривалось финансирование углубленного изучения физики, математики, физкультуры и спорта).

 

Но финансирование – лишь одна из сторон внимания к образованию. Кроме изменений в госбюджет новый Закон «О высшем образовании» запустил процесс реформирования этой сферы. Согласно нововведениям грянуло сокращение количества вузов с 802 до 317. Однако эксперты допускают, что до конца учебного года их количество может уменьшиться до 280. Также вместо четырех уровней аккредитации введена новая градация высших учебных заведений – в соответствии с их учебной и научной деятельностью.

 

Университет – это многоотраслевой вуз, который имеет программы всех образовательных степеней. Академия или институт может иметь программы всех степеней, но в одной отрасли. Колледжу положено готовить лишь младших бакалавров и бакалавров в одной отрасли.

 

Правда, пока что нет нового перечня отраслей и специальностей – Минобразования согласовывает его с пятнадцатью разными ведомствами, и этот процесс в условиях украинской бюрократии весьма затянулся.

 

Вероятно 317 вузов, которые якобы остались в Украине, – это результат механического наложения количества высших учебных заведений ІІІ–IV уровней аккредитации на новую классификацию. Однако это ошибочный подход, ведь колледжи, которые готовят бакалавров, тоже принадлежат к заведениям, предоставляющим высшее образование.

 

Дело в том, что Закон «О высшем образовании» предусматривает такие образовательные степени: младший бакалавр, бакалавр, магистр и доктор философии. Зато образовательно-квалификационные уровни «младший специалист» и «специалист» исчезнут в течение 2017–2019 гг. Скорее всего, уровень младшего специалиста перейдет к профтехобразованию. В то же время новая степень младшего бакалавра теперь остается непонятной и для вуза, и для работодателей.

 

В некоторых странах ЕС существует так называемый короткий цикл подготовки в высшем образовании. Он предопределен традициями, связанными со спецификой лишь некоторых профессий. Во время написания нового закона с предложением ввести аналогичный цикл в Украине выступили учебные заведения по подготовке художников. И такой шаг кажется полностью справедливым, ведь система образовательных степеней должна позволять функционировать и развиваться всем областям знаний. Требование же лицензировать младших бакалавров для всех техникумов и колледжей, если они хотят остаться в сфере высшего образования, напротив, кажется непродуманной.

 

Когда, пройдя бюрократические круги, станут известны условия лицензирования, техникумы и колледжи массово выстроятся в очередь для получения лицензии на подготовку младших бакалавров – и не потому, что они будут знать их место на рынке труда или иметь договоренности с работодателями, а исключительно из желания остаться в сфере высшего образования.

 

В действительности намного проще было бы сократить переходный период до трех-четырех лет и упразднить требование лицензировать младших бакалавров для получения статуса вуза. В конечном итоге, если колледж или техникум запустит бакалаврские программы и начнет прикладные исследования, то останется в сфере высшего образования, если нет – перейдет к профтехобразованию и продолжит готовить младших специалистов.

 

В любом случае в первую очередь нужно выяснить, какие перспективы дает степень младшего бакалавра, а также других степеней. Ведь если абсолютное большинство младших бакалавров сразу же будут поступать на бакалаврские программы, а немногая часть выпускников сможет найти работу после двух лет высшего образования, то нам угрожает простое переименование младших специалистов в младших бакалавров. Вместо размытых законодательных новшеств не проще ли ввести новую образовательную степень со своим местом и спецификой?

 

Далее, кто будет финансировать оставшиеся вузы? В соответствии с последними изменениями в Бюджетный кодекс, начиная с 2017 года, подготовка кадров в колледжах будет финансироваться из местных бюджетов. Такое нововведение не добавляет им перспектив, поэтому, скорее всего, колледжи будут настойчивее искать объединения с университетами и институтами – тем более что закон позволяет им быть структурными подразделениями других вузов.

 

Хотя от госфинансирования украинские национальные университеты тоже мало что получат. Достаточно задуматься, какой гривна была во время утверждения расходов из госбюджета, и на каком уровне она сейчас. Так что рассуждать о реформировании и финансировании образования ради подъема его престижности в мире как минимум – опрометчиво.

 

По теме: Образование за границей: Какие страны предпочитают украинцы

 

 

Источник Позиция