Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Чернозем выживания

Чернозем выживания

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Чернозем выживания

Потихоньку уходят в небытие металлургия, горнодобывающая отрасль, похоже, великая индустриализация дала задний ход – в Украине уже закрылись более полутора тысяч предприятий. Минимальная зарплата в 1218 грн при нынешнем курсе валют упала до 40 долларов в месяц, то есть люди живут на 1,35 условных единиц в день. Конечно, если они не безработные счастливчики.

 

 

Один за другим объявляют о своей неплатежеспособности финучреждения, а скучающие банковские служащие делают ставки – кто же будет этот «последний герой», в смысле уцелевший банк, который скупит остальные рухнувшие? Хотя спрогнозировать это не так уж и сложно.

 

 

В условиях, когда обвалившаяся с гривной экономика стучит из-под самого глубокого дна, на удивление живучим оказался аграрный сектор. При том, что повысились налоги, в 2,5 раза подорожали удобрения, и соответственно в 1,5 раза (по подсчетам Минагропрод – до 60 млрд грн)расходы на всю посевную кампанию – землю все-таки намерены засеять. Аграрии, конечно, прогнозируют убытки, но нужно же как-то использовать посевной материал? Зерно в стране есть, потому что в прошлом году был собран рекордный урожай (почти 63,8 млн тонн зерна и зернобобовых), правда, треть его пошла на экспорт.

 

 

Семенами пшеницы обеспеченность составляет 103%, ячменем – 100%, овсом – 99%, просом – 107%, гречихой – 100%, горохом – 101%. Семенами кукурузы сельхозпроизводители загружены на 100%, подсолнечником – на 101%, соей – на 100%, рапсом – на 127% от потребности. Вопрос лишь в том, хватит ли денег «затолкать» все это в почву с соблюдением технических требований. Ведь чем больше посевного материала, тем больше расходов на посевную. Так, по состоянию на начало февраля расходы на один гектар пашни (с учетом подорожания основных материально-технических ресурсов) могут составить до 3,11 тыс. грн, в отличие от 2,04 тыс. грн в 2014 году.

 

 

Председатель Аграрного союза Украины Геннадий Новиков прогнозирует, что если расходы на весенние полевые работы вырастут на 45–50%, то с вынужденной экономией на ресурсах урожайность в этом году может сократиться примерно на 20%.

 

 

Как информирует президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса, согласно опросам сельхозпроизводителей, на сегодня уровень обеспечения качественными минудобрениями составляет лишь 5–7% по сравнению с прошлым годом. «Урожай фактически зависит от того, сколько удобрений внесут с весны», – говорит эксперт. Получается, если не обработать поле химудобрениями перед посевом, все зерно достанется на корм полевым грызунам.

 

 

В парламенте тем временем привычно ищут сложный путь выхода из простого безденежья. Рассматривают шаги для законодательной поддержки аграрной отрасли, меняют сроки минимальной аренды и отменяют согласования разработки проектов севооборота. Все это, говорят практики, как мертвому припарки. В условиях, когда гривна по отношению к доллару поднялась с 8–10 до непрогнозируемых размеров, а мировые цены на зерно падают, никакие «волшебные» рецепты корректировки законодательного поля не помогут.

 

 

Заряжает при этом оптимизмом глава Минагрополитики Алексей Павленко. Недавно в эфире ICTV он назвал украинский агробизнес – номер один по экспорту и единственной отраслью, демонстрирующей рост.

 

 

За счет чего демонстрируется упомянутый рост? Известно, что объемы кредитования украинского агросектора сократились на треть. По данным НБУ, в 2014 году сельскохозяйственные предприятия Украины привлекли на 32% меньше кредитных средств по сравнению с 2013 годом. При этом средняя ставка кредитования в национальной валюте для аграриев выросла на 1,5% и составила 21,5%. Также на 28% уменьшилось количество предприятий, получивших займы, что является следствием сокращения банками программ кредитования агросектора и ужесточения требований кредиторов к заемщикам. Поэтому аграриям придется полагаться только на собственные ресурсы.

 

 

Однако министр аграрной политики и продовольствия Украины уверяет, что «будут привлечены масштабные инвестиции, загружены украинские порты, элеваторы и другая инфраструктура». Он также отмечает, что «интерес инвесторов к украинскому сельскому хозяйству растет. Например, Польша и Германия инвестируют в развитие садоводства в Украине. Страны ЕС открывают свои рынки для украинских сельхозтоваров».

 

 

Здесь не лишним будет заметить, что из 27 тарифных квот на беспошлинный импорт, которые ЕС предоставил Украине, в прошлом году были полностью выбраны всего четыре – на поставки виноградного и яблочного сока, меда, консервированных помидоров, а также круп, гранул и другого обработанного зерна. Еще восемь были использованы частично, некоторые – не более чем на 1%. Например, при квоте в 12 тысяч тонн говядины в год за январь-сентябрь 2014 года, включая пять месяцев действия преференций, в Европу было продано... лишь 125 кг. А квота на ввоз мяса птицы в размере 36 тысяч тонн была использована лишь почти на треть. Квоту в 40 тысяч тонн свинины использовали лишь на несколько процентов – около 2 тысяч тонн. Остальные квоты просто не пригодились. Мясом Европу прекрасно обеспечивают Португалия, Испания, Польша. Но от зерна ЕС не отказался бы.

 

 

Поэтому Алексеем Павленко была обещана поддержка фермерам по-европейски. В чем она заключается? По словам министра, европейская модель предусматривает привлечение малых сельскохозяйственных производителей в организованный аграрный рынок. То есть, как мы понимаем, в единый «европейский колхоз»? А на какой основе будет выглядеть привлечение упомянутых «малых сельхозпроизводителей» – на добровольной или принудительной? Или все проще – довести до ручки и брать голыми руками?

 

 

Уже уверенно окопался на украинских черноземах американский производитель посевного материала Monsanto. Только в 2014 году компания инвестировала в Украину 140 млн долларов для расширения производства. Вот только что получит от этой помощи аграрий средней руки? А ничего: в прошлом году международными финансовыми институтами во главе с МВФ одобрена кредитная помощь Украине в размере 17 млрд долларов в процессе трансфера (перемещение, передача) пашни на Украине, куда уже вовлечены западные биржевые игроки и аграрные концерны.

 

 

Наблюдая, как под ценовой пресс попал отечественный аграрный производитель, можно сделать вывод, что им и зерно выращивать самостоятельно не дадут. Так что, готовимся паковать в еврообертку бескрайние плодородные равнины Украины?

 

 

В сентябре 1936 года на партийном съезде нацистов в Нюрнберге Адольф Гитлер заявил, что «если бы бескрайние плодородные равнины Украины были в границах Германии – мы бы имели все». Эта идея, хотя и в более цивилизованном исполнении, не оставляет умы и нынешних европейцев. В сентябре 2012 года экс-президент Польши Лех Валенса в интервью изданию Die Zeit рассказал, какое место в единой Европе уготовано нашей стране: «…Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы – но не машины. Машины могут производить в Польше»…

 

Отдельное мнение

 

 

Чернозем выживания

Петро Удовенко, голова СВК «Новомихайлівське», с. Новомихайлівське Запорізького р-ну:

– Через стрімку девальвацію гривні швидко зросли відпускні ціни на мінеральні добрива. Скажімо, аміачна селітра здорожчала як мінімум на 120 відсотків, на третину і більше – інші міндобрива. І це, здається, не кінець – ціна зростатиме. Грошей на паливо також не вистачає, а його, до речі, потрібно багато. Хто нам профінансує посівну – питання. Щодо механізації посівної – так от, два тижні тому культиватор коштував 280 тисяч гривень, сьогодні – 380 тисяч.

 

 

Зросла орендна плата за землю, невідомо, яку зарплату платити механізаторам та комбайнерам. «Мінімалка» лишилась, а часом прийде індексація? Також ми, фермери, маємо відшкодувати пенсії в ПФ.

 

 

Не вирішене також питання з реєстрації угоди із оренди землі. В Мін’юсті не встигають, а в квітні – травні спливає термін дії нинішніх угод. Наступні мають юридичну силу після їх реєстрації і тоді орендодавець може отримати орендну плату.

До речі, у мене 600 пайовиків. Так от, міркую, чи залишки міндобрив продати, а гроші їм роздати? А чим тоді землю обробляти? От таке замкнуте коло.

 

Чернозем выживания

Анатолій Довгань, голова Запорізької асоціації фермерів та приватних землевласників:

– Український агросектор дає приблизно третину ВВП, село – це надія для всієї країни і депутати в ВР мають це зрозуміти. Аграрна галузь за останні десять років так і не отримала чіткої програми реформ у фіскальній та земельній сфері. Причину тут я вбачаю у відсутності політичного представництва аграріїв у владі.

 

 

Зараз у нас складні часи, за яких ми маємо покладатись самі на себе. Згадаймо, як наприкінці 90-х держава давала дизтопливо під майбутній врожай соняшника. Сьогодні також варто застосувати такі заходи.

 

 

Незважаючи на фінансові негаразди в агросекторі, нещодавно міністр агрополітики Олексій Павленко запевнив, що аграрії всупереч усьому, ниву засіять. Так воно і буде.

 

 

Источник: Позиция