Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Транспортный штурм с аншлагом

Транспортный штурм с аншлагом

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Транспортный штурм с аншлагом

С тех пор как поездка в запорожских маршрутках поднялась до четырех с полтиной, большинство занятого населения организованно пересело в электротранспорт. Для многих ценовая разница в две с половиной гривны – между проездом в маршрутном такси и электротранспорте – оказалась весьма обременительной. Увидев в прошлый понедельник на лобовом стекле привычной маршрутки соответствующее объявление о подорожании, я тоже решительно втиснулась в троллейбус.

 

 

Мне повезло: живу через остановку после конечной, поэтому шансы попасть в салон остаются довольно высокими. Главное – благополучно добраться до места назначения, потому что через остановку салон уже забит до такого «не могу», что становится «темно дышать». А еще через пару-тройку «интервалов движения» надежды людей на результативный форсаж подножки общественного средства передвижения становятся ну очень призрачными.

 

 

Так вот, на днях на одной из таких безнадежных остановок в половине девятого утра натужно открываются троллейбусные двери. Кандидаты в пассажиры начинают дружно ломиться. Уже не слышно стилистически дикой пропозиции «продвинуться на два человека». Торг здесь неуместен – народ безмолвно и упорно штурмует транспортное средство. Пытаясь закрыться, беспомощно всхлипывают гармошки-двери. И вдруг раздается отрезвляющий голос кондуктора: «Это последний троллейбус, поломаете – не поедет никто, следующий – только после трех» (видимо, пополудни). Те, кто штурмом отвоевали право называться пассажиром, быстренько заблокировали вход и позволили захлопнуться дверям перед напирающим с остановки потоком. Повизгивая, будто обижаясь на невиданное насилие, троллейбус тронулся.

 

 

Сказать, что добираться утром на работу в бюджетном транспорте не очень комфортно – ничего не сказать. Все забито стоящими-сидящими. Кондуктора благодарят за приобретение проездного талона – для них сейчас страда, пока платежеспособные снова не «ушли» в маршрутные такси. Неизменные бесплатные потребители электротранспорта – пенсионеры – с пристрастием оглядывают пассажиров, которые волею обстоятельств посягнули на их «территориально-троллейбусную целостность». Для пожилых и льготников стало открытием, что запорожский электротранспорт предназначен, оказывается, для здоровых и крепких людей, общающихся реже словом, а больше локтями, пинками, тычками. Благодаря последним коммуникативным особенностям люди имеют возможность спрессоваться и утрамбоваться в двухгривневый транспорт. И не надейтесь, что здесь кто-то вспомнит «извините» и «позвольте», в лучшем случае – молча будут протискиваться.

 

 

Да, еще активизировались очумевшие от счастья «щипачи» – такого карт-бланша на выворачивание карманов, сумочек, разрезание пакетов они никогда не получали от местной власти, давшей добро на повышение стоимости проезда в маршрутном такси. Нескончаемый наплыв людей – раздолье для карманников. Им безразлично, кого «чистить», то ли женщину, то ли ребенка. Для этих подонков главное, чтоб у «клиента», неважно, какого пола и возраста, имелась наличность.

 

 

Некоторые из моих знакомых продержались в троллейбусе день-два, после чего пересели в маршрутку. Я вернулась к привычному «маршруту номер девять» на четвертый день, решив перемещаться в нем, покуда хватит денег. На удивление, совершенно не сожалею об опыте плотного соприкосновения с запорожским электротранспортом. Чтоб рассказать об этом, боюсь, одной лишь литературной лексикой не обойтись. Но попробую...

 

 

В троллейбусно-трамвайном «мире» как нигде «на отлично» усваиваются правила поведения. Они заключаются в том, чтобы в народном потоке своевременно понять, как поступить разумнее, и действовать оптимальным образом, чтобы и тебе, и окружающим было удобно. Но это не наш метод. Напирают с неограниченными по объему поклажами. Чтоб быстренько попасть в салон, на подножку одновременно ставятся и ноги, и сумки, блокируя вход-выход. Остальные желающие, что «налегке», в лучшем случае протискиваются тоненьким ручейком. Здесь все либерально – соответствующих норм объемов, согласно правилам перевозки в общественном транспорте, не требуется с незабвенных 90-х. Если «грузится» тетка с базара с тележками – нет вопросов. В электротранспорте почему-то болезненно реагируют на молодое поколение. Вот юноша – у него на плече скромных размеров рюкзак, и стоит он, никого не трогая, у окна, параллельно проходу, «залипнув» в пространстве. Но ненадолго… Его в спину толкает чья-то рука и требует опустить рюкзак, мол, «не научен через рюкзаки прыгать». Оказывается, своим небольшим багажом юноша кому-то перегораживает проход. Ставит на пол, чуть-чуть продвигается, насколько позволяет пространство. Через минуту снова толкают: «Рюкзак свой убери!». Не вынеся пристального внимания к своему имуществу, на ближайшей остановке молодой человек вышел…

 

 

А вот мужчина на сиденье задремал, но его пинают в бок и требуют, чтоб уступил «инвалиду с палочкой» место. Я не против, чтобы уступали место больным и пожилым, но уставший гражданин, наверное, едет с работы, где смену, вероятно, провел на ногах и наверняка занимался нелегким физическим трудом. У него тоже должно быть пассажирское место для сидения, а он опять засыпает, только уже стоя и подвисая на поручне.

 

 

В Запорожье создалась ситуация, когда маршрутки горожанам – не по средствам, а в ожидании троллейбуса на остановке они проводят 20–25 минут, потом берут его штурмом и т.д... При правильном подходе троллейбусы должны ходить с интервалом пять минут максимум, а в час пик – две-три минуты, и не быть битком забитыми. Почему же местная власть, не обеспечив нормальное движение недорогого транспорта, так непредусмотрительно позволила взвинтить цены на маршрутные такси? Как сообщил источник в одном из запорожских троллейбусных парков, на сегодняшний день на городские маршруты выходит 45–47 машин, но достаточно ли этого количества, чтобы обеспечить нормальную перевозку пассажиров? После утренней развозки они уходят «на отстой», и в пиковые вечерние часы возвращают граждан в их спальные районы. В норме, как сказали в троллейбусном парке, необходимо как минимум 160 троллейбусов (по еще «советским» требованиям). А сегодня муниципальным транспортом запорожцы обеспечены в лучшем случае на треть. Однако на днях я услыхала от одного пассажира, который громогласно, на весь троллейбусный салон, со знанием дела заявил, что в городе осталось только 22 исправных транспортных средства. Не иначе нас провозят в «аварийных» троллейбусах?

 

 

Если кто-то подумал, что пересевшие в трамваи-троллейбусы люди понесли крест дискриминации исключительно по финансовому признаку, то это не совсем верное суждение. Существует еще вопрос принципа. Вы меня, конечно, извините, но платить 4,5 гривен ради того, чтобы проехаться в дурно пахнущей старой железной колымаге, именуемой маршруткой – это уже перебор... Перевозчики прикрывают свою алчность отговорками о подорожавшем бензине, при этом ни копейки не вложив хотя бы в ремонт пассажирских сидений, не позаботившись о минимальном комфорте тех, кто отдает им свои деньги.

 

 

Вот поэтому находятся люди, которые исключительно в знак протеста курсируют в народном электротранспорте – благо трамваи сегодня ремонтируются и приобретают нормальный вид. А заодно наблюдают, в связи с какой «нестабильной экономической ситуацией и зависимостью от курса доллара» услуги «партнеров»-маршрутчиков завтра полетят вверх? Все эти отговорки преследуют единственную цель: нажиться на последнем содержимым в карманах граждан, которых они перевозят, между прочим, по муниципальным дорогам.

 

 

Я понимаю, что кризис, проблемы в государстве... Но ведь именно от местных чиновников и депутатов зависит, с каким настроением доверивший им власть горожанин отправится на работу, как он проведет время в пути и как это повлияет на его рабочее настроение и, наконец, как он себя будет чувствовать по пути домой. Зачем-то вспомнилась поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». Может, кстати?..

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото автора

 
Источник: Позиция