Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » На переднем крае

На переднем крае

Категорія: Позиція » Статті » Політика
На переднем крае
 
Они такое повидали

Великой тайне вопреки,

Как полегли в полях недальних

Князья, а следом мужики...


Анатолий Днепров


Слова, вынесенные эпиграфом к этому материалу, принадлежат популярному в 90-е годы автору и исполнителю Анатолию Днепрову. Они – о сути взаимоотношений знати или, по нынешним понятиям, элиты Руси – Киевской Руси, если уж в соответствии с современным взглядом на историческое прошлое нашей Родины, и низших сословий общества того времени.

 

 

Даже во времена крепостного права, осознавая роль мужика как неотъемлемого атрибута помещичьих владений, знать ценила жизнь своих подданных. Может, ценила не столько с точки зрения жалости и человеколюбия, сколько как зело полезного существа для организации жизни своего поместья, своей малой родины, да и государства в целом. Такой прагматичный подход устраивал в мирное время обе стороны, устанавливая равновесие между хозяином и работником. Тем представителям из господствующего класса, которые переступали некую незримую черту человеческих и общественных отношений и гнобили своих работников и крепостных, издевались над ними, наши малоимущие предки устраивали выволочку в виде диких бунтов, восстаний и пускания «красных петухов». Наиболее громкие имена этих упырей хорошо известны в истории. За соблюдением тех неписаных законов следил и государь – тоже не из особой любви к неимущим подданным, а более из соображений сохранения спокойствия в границах своих владений.

 

 

Во времена же ведения войн взаимоотношения этих слоев общества характеризовались следующим образом. Знатный человек, офицер не имел права отсиживаться за спинами мужиков, он должен был своим примером заряжать солдат, холопов на борьбу с врагом. Иначе простолюдин просто не пошел бы воевать. Опять же, в первую голову, не из соображений проявления доблестного героизма первым на штыки врага бросался вельможа. Да, снискать славу в бою было и почетно, и приятно, и заслужить похвалу государя своего тоже хотелось. Но каждый из них знал, что если сам лично не подаст пример – подчиненным, холопам, рабам, крепостным своим – то его владения, его семью, его имя не защитит никто. Так в прежней знати уживались и формировались чувства ответственности, чести и достоинства, патриотизма и долга и перед народом, и перед семьей, и перед государем. А простой люд поддерживал своего пана или вельможу, что в мирное время, что в суровые дни испытаний. Тоже не из особой любви к нему, но как гаранта своего спокойного существования и организации мирной жизни. На том и держалось государство.

 

 

Нынешние украинские вельможи (не знать, конечно), именующие себя элитой, на передовые рубежи не торопятся. Им сытно и уютно во властных кабинетах и бюджетообразуемом бизнесе, они лениво наблюдают, как холопы по обе стороны линии противостояния рвут друг друга на части. Помните, у Высоцкого:

 

 

Так многие сидят в веках

На берегах – и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают.

Они сочувствуют слегка

Погибшим – но издалека.


Нувориши современной украинской жизни даже своих денег жалеют для победы. Слегка подкармливают посланные ими на войну батальоны, чтобы те не погибли сразу, а лишь стали фоном и разменной монетой при решении сановными особями их личных проблем. Зрелище, однако...

 

 

У многих наших сограждан военные действия на Донбассе формируют ложное представление о том, что война сплачивает общество и укрепляет чувство патриотизма. Однако может ли ненависть, которую культивируют у рядового украинца наши кормчие вкупе с бессовестными и безответственными СМИ, организовать украинскую нацию? Не просто украинцев, а именно нацию, состоящую из представителей разных национальностей и народностей, исторически населяющих нашу Украину? В этом процессе вопрос о роли и месте политической, культурной, социальной элиты отнюдь не праздный. Именно интеллигенция, а также политически активная часть собственников всегда задают тон в организации общества. И от того, насколько продуктивную, совестливую, моральную и активную свою часть общество делегирует наверх, зависит его будущее. Безусловно, учитывать нужно и внешние факторы, но совсем не как основные.

 

 

Глядя на состояние нынешней украинской элиты, можно просто констатировать факт – мы живем так, как того заслуживаем. Конкретно в сегодняшней всеукраинской ситуации винить можем только себя. Судите сами: осенью прошлого года мы выбрали в высший законодательный орган тех, кто и организует нам такую жизнь. На Майдане многие стремились реализовать свое желание дотянуться до Европы – и мы по целому ряду показателей уже там. В Украине значительно укрепились доллар и евро, до мирового уровня подорожал бензин, цены на коммунальные услуги приблизились к европейским, безработица также достигает европейского уровня, наконец, в Украине появились и свои мигранты. Мы к этому стремились, за это стоял Майдан? Вот теперь нам дадут денег от МВФ, и мы сможем все это европейское чудо оплачивать. Правда?

 

 

А может быть, все гораздо проще – мы просто не принадлежим к европейской цивилизации и насилуем себя, стремясь туда? Ведь опыт соседей свидетельствует, что нормальную жизнь можно организовать и без демократических начал и отнюдь не на основе либеральных ценностей. Примеры Белоруссии, Казахстана, Азербайджана с их авторитарными правителями вполне этому пониманию соответствуют. Но и это, кажется, не про нас. В 2004-м нас не устроил Леонид Кучма с его социал-демократией, позволявшей поддерживать стабильной экономику, пытавшийся, правда, очень робко, организовывать себе третий срок правления. Мы быстро разочаровались в Викторе Ющенко с его либеральными ценностями, однако, обвалившим гривну и посеявшим первые зерна хаоса. Еще быстрее активная общественность Украины растерзала режим Виктора Януковича. Ну и что, как говорится в анекдоте, оно нам помогло?

 

 

Достойный пример продуцирования просвещенного правителя дает нам Франция. Во время Второй мировой войны генерал де Голль, будучи министром, устал от бесплодных попыток склонить своих коллег к активной борьбе с немецким фашизмом, сел в самолет, полетел в Англию и попросил руководство страны предоставить ему эфир и возможность обратиться к своим соотечественникам-французам. Он призвал их к борьбе и возглавил французское Сопротивление. Так рождается лидер и просвещенный правитель, так формируется нация и возрождается страна. Но есть ли сегодня в Украине лидеры, которым поверит народ?

 

 

...Мы сами вышли на эту тропу войны с самими собой, а наши друзья-недруги это стремление только подогревают. За эти два с лишним десятилетия не продуцировали ни просвещенного правителя, ни ответственную элиту. На выборах по-прежнему голосуем не умом, а сердцем. Выдвигаем лидеров и тут же свергаем их. У нас нет пророка в своем Отечестве, мы по-прежнему уповаем на заморского дядю. И на переднем крае борьбы за свое существование оказались сами, всем своим украинским миром. Разгребем эти свои авгиевы конюшни – выживем. Только пока непонятно – как, чем и когда?

 

 

Сергей Знаменский

 

Источник: Позиция

КОМЕНТАРІ (1)
Jack 29 березня 2015 19:32
Не надо путать махновщину с демократией.
А местечковый провинциальный гонор - с патриотизмом.
Патриотизм как любовь к родине проистекает из исторически обоснованной самоидентификации гражданина со всей страной как географической и исторической единицей, а не только с "малой родиной" (областью, краем, посёлком). Человек сознательно считает себя гражданином большой страны, подсознательно - любит свою малую родину. В этом случае одно другому не противоречит, а помогает и поддерживает.
В Украине всё не так. 
Каждый украинец с детства любит своё село (город, посёлок), но гражданином страны себя не ощущал и не ощущает. Исторически он не жил всей страной, т.к. страна слеплена из "кусочков", у каждого из которых своя, зачастую непростая, история. И на уровне чувств единства у людей нет, или очень мало (зато на уровне слов выкриков и истерики "заединщиков" хватает). Но любовь - чувство, как известно, иррациональное, и приказам и уговорам поддаётся плохо. 
Отсюда и смехотворные в своей позорности, но тем не менее настойчивые  попытки сочинить "новую" историю Украины, утопические выдумки на исторические темы, имеющие единственной целью любой ценой поднять внутреннюю самооценку и субъектность жителей Украины. Отсюда и тотальное недоверие "ненашим", т.е. не из нашего села или региона, "жуликам и ворам" (своих-то воров все знают лучше). Отсюда и необъяснимое, на поверхностный взгляд, априорное доверие к "варягам", которые заведомо белые и пушистые.
Таким образом, главный враг каждого украинца - это глубокая провинциальность и малокультурность. Исторически, конечно, объяснимые.
          1