Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Субсидия с подвохом?

Субсидия с подвохом?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Субсидия с подвохом?

Многимиллионное население Украины ломает голову над вопросом, останется ли денег на еду после оплаты коммуналки за апрель? Недавно финансовый аналитик Александр Охрименко изумлялся, насколько у нас сознательный народ: относительно добросовестно оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Задолжали украинцы всего-навсего что-то до 13,3 млрд грн. За февраль 2015 года долг подрос на 7%. Очевидно, на высокую сознательность граждан подвигает страх потерять жилье.

 

 

После первоапрельского шестикратного повышеня тарифов грядет первомайская революционная программа выплаты жилищных субсидий. По информации Минсоцполитики, до повышения тарифов субсидиями пользовались около 1,1 миллиона украинских семей, но теперь этим видом государственной помощи может быть охвачено до четырех миллионов.

Коньком социальной кампании станет упрощенный порядок назначения субсидий (так сказал Кабмин). До 15 апреля каждый плательщик коммунальных услуг должен был получить письмо, в котором обнаружит два бланка – заявление на получение субсидии и декларацию о доходах. Эти бумаги нужно заполнить и отправить в местное управление труда и соцзащиты населения (УТиСЗН), после чего процедура назначения субсидий пройдет без участия гражданина, то бишь без беготни по инстанциям за справками и мучений в очередях.

 

 

Самое необычное в данной системе – это полное доверие государства к своим гражданам на первом этапе – подачи заявления и декларации. Туда можно вписать любые сведения о своих доходах (предполагается честнось информации). То есть, сначала – назначение субсидии, затем – проверка достоверности отраженных в декларации сведений.

 

 

Конечно, при таком доверии к людям и простоте процедуры оформления, грех не усомниться в благости державных намерений. Ведь речь идет о бюджетных деньгах – а они ой как счет любят. Поэтому государство себя подстраховало: на случай недостоверности декларативных сведений субсидия обманщику будет пересчитана или отменена, и более того, гражданину придется вернуть начисленную сверх положенного размера сумму (или всю сумму в случае отмены субсидии) в двойном размере.

 

 

Обращаем внимание, что субсидии распространяются только на социальные нормы объемов жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, если потребление газа, электроэнергии, воды и т.д. превышает установленный государством уровень, то все, что сверх нормы, гражданин будет оплачивать в полном объеме.

 

 

Снизились также нормы жилплощади, на которые распространяются субсидии, – с 22 до 13,65 кв. метров на человека. Значит, за «лишние квадраты» никакой компенсации не будет. А как быть тем людям, у которых нет центрального или газового индивидуального отопления, кто отапливает углем или дровами? У многих нет воды и канализации, и они вынуждены платить за привозную воду и за выкачку выгребных ям. Эти люди тоже не получат субсидий. Такая себе дискриминация по-украински.

 

 

Но это еще не все подвохи. Главный – это несовпадение числа прописанных и фактически проживающих в квартире (доме) граждан. Это очень распространенная практика: дети и родители, братья, сестры и другая родня зачастую проживают не только на разной жилплощади, но и в разных городах и даже странах. Значит, многие из них субсидий не увидят. Не увидит их и подавляющее большинство тех, кто снимает квартиры, поскольку аренда жилья у нас, как правило, нелегальная. А на субсидии могут претендовать лишь те, кто снимает жилье на основании договора аренды и может похвастаться открытым на имя арендатора счетом для оплаты коммунальных услуг. Но какой же арендодатель пойдет на такую экспансию со стороны постояльцев?

 

 

Новый порядок назначения субсидий существует пока в теории, и поэтому, когда мы позвонили в УТиСЗН за компетнтным мнением, нам не готовы были ответить, потому что еще не видно реального механизма работы этой программы.

 

 

По нашему мнению, чтобы система субсидий заработала, государству необходимо понести дополнительные расходы – в частности, в каждом городе и районе увеличить штат сотрудников, которые будут этим заниматься. Представьте, в каждый район надо отправить несколько тысяч конвертов, наклеив несколько тысяч марок… Кто и как это осуществит?

 

 

Ожидаемы и ошибки при заполнении деклараций, особенно это касается пожилых людей. Им начнут возвращать документы, они станут искать, кто бы им исправил неточности, потом снова отправят, и снова будут ждать ответа. А время идет… И не факт, что разрешится все благополучно, и чиновники не найдут новую ошибку.

 

 

Простое изучение программы субсидирования населения вызывает массу вопросов. Самый важный из них – каким образом органы соцзащиты (далеко не всегда укомплектованные кадрами и обеспеченные необходимой оргтехникой, да и без того перегруженные бюрократическими процедурами) будут проверять достоверность миллионов пунктов в миллионах заполненных деклараций? Как физически выполнить столь грандиозную задачу? Это – колоссальная работа, требующая огромных людских ресурсов и затрат времени. А ведь государство будет жестко требовать от соцзащиты проведения таких проверок. Следовательно, количество недостоверных сведений в декларациях будет очень велико. Государство со своей стороны будет с этим бороться (к тому же, «подловить» гражданина на лжи – лишняя возможность лишить его субсидии и тем самым сэкономить бюджетные деньги). Нагрузка на органы соцзащиты значительно возрастет, но они не могут заниматься только субсидиями – в УТиСЗН масса текущей работы по другим социальным выплатам, которые также требуют учета каждой копейки, своевременного рассмотрения заявлений, соблюдения сроков назначения помощи и т.д.

 

 

Не исключено, что после 1 мая в соцучреждениях ожидаются очереди, скандалы, конфликты и прочие «неподобства». То есть все то, от чего и должна была избавить граждан «упрощенная» система субсидий.

 

 

Для тех, кто верит в эффективность упомянутой программы, в Минсоцполитики составили расчет, начиная от дохода на одного человека в 500 грн и заканчивая суммой в 5000 грн. Достаточно зайти на официальный сайт Кабмина, где действует услуга «Калькулятор», с помощью которой любой желающий может приблизительно рассчитать размер своей субсидии (www.kmu.gov.ua/control/calculator). С вопросами можно обращаться и на правительственную телефонную «горячую линию»: 0 800 507 309 (бесплатно со стационарных телефонов).

 

 

Предлагаем самостоятельно сделать расчет на конкретном примере. Предположим, что среднемесячный совокупный доход семьи из троих человек, где есть несовершеннолетний ребенок, составляет 4718 грн (заработная плата одного взрослого – 3500 грн, второго – «минималка» в 1218 грн).

 

 

Для такой семьи обязательный размер платежа составит (по вышеуказанному алгоритму):

 

 

1) Среднемесячный совокупный доход – 4718 грн

2) Доход на одного человека – 1572,66 грн

4718 грн / 3 чел. = 1572,66 грн

3) Процент обязательного платежа – 10,03%

1572,66 грн / 1176 грн / 2 х 15% = 10,03%

4) Размер обязательного платежа – 473,21 грн

4718 грн х 10,03% = 473,21 грн

Таким образом, 473,21 грн – это та сумма, которую семья должна уплатить за коммунальные услуги в любом случае. Если стоимость коммунальной платежки превышает эту сумму, то остальное заплатит государство. Это в теории, а как будет на практике?

 

Наталья ЕРМАКОВА