Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Анатолий Казачук: «Внедрять накопительную систему нужно шаг за шагом, обдуманно и не спеша»

Анатолий Казачук: «Внедрять накопительную систему нужно шаг за шагом, обдуманно и не спеша»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Анатолий Казачук: «Внедрять накопительную систему нужно шаг за шагом, обдуманно и не спеша»В Украине возобновляется дискуссия о реформировании пенсионной системы, которую в 2012 году начало правительство Азарова и движущей силой которой был вице-премьер Сергей Тигипко. Успели повысить лишь пенсионный возраст для женщин до 60 лет и для мужчин-госслужащих до 62 лет. Накопительную систему, которая должна была стать основой реформы, не решились вводить ввиду ее непопулярности. Сегодня новое правительство страны возобновляет эти процессы. О том, каковы перспективы Украины на пути реформирования пенсионной системы, мы пообщались с начальником Главного управления Пенсионного фонда Украины в Запорожской области Анатолием Казачуком.

 

Анатолий Васильевич, Пенсионный фонд Украины – это самодостаточная структура или емувыживать все же помогают поступления из госбюджета?

 

 

– Пенсионный фонд – это финансовая система, одна из наиболее масштабных в стране. Ее бюджет в доходной части равен 236 млрд грн, расходная часть – 253 млрд грн. Дефицит, который официально сегодня определен, составляет чуть больше 18 млрд грн. Чувствуют ли это получатели пенсий? Нет, ни одного сбоя у нас за последние годы не было. Все пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме.

 

 

 

– Очевидно, нам предстоит пережить перемены, заявленные министром социальной политики о том, что с 1 января 2017 года будет введена в действие накопительная система. Скажите, а солидарная и накопительная системы, которые будут дополнять друг друга, одинаковы по актуальности сегодня? И вообще можно ли раскачивать в нынешних условиях корабль пенсионной системы?

 

 

– На этот вопрос был дан ответ в начале 2000-х годов, когда был принят закон, вступивший в силу с 1 января 2004 года – в нем была определена солидарная система, как основной первый элемент и законодательно закреплен ее страховой принцип. При этом законодатели определили многоуровневую пенсионную систему. Второй уровень – это накопительная система общеобязательного пенсионного страхования. Третий уровень – система негосударственного обеспечения. Вопрос в том, что второй уровень (накопительная система), о котором мы сейчас говорим, – тогда не заработал в силу разных причин. О чем идет речь? О том, что часть средств, уплачиваемых в солидарную систему, должна быть направлена в накопительную систему на персональные счета конкретных плательщиков. Это и предполагается сделать по наметкам правительства с января 2017 года. Лица моложе 35 лет обязательно подпадают под действие накопительного страхования лиц. А люди от 35 до 50 лет будут это реализовывать на добровольной основе.

 

 

Безусловно, возникает вопрос – как при таком дефиците стабилизировать Пенсионный фонд, ведь при перенаправлении части средств из солидарной в накопительную систему дефицит еще больше вырастет? При поверхностном подходе напрашивается именно такой вывод. А вот правительство по другому посмотрело на эту ситуацию, а именно: все ли в расходной части Пенсионного фонда соответствует страховому принципу, о котором мы говорим? Оказалось – нет. Часть ресурса Пенсионного фонда явно не соответствует природе страховых выплат. Они оказались немалые, по совокопности около 38 млрд грн. Если все суммы развести по «своим» местам, то есть четко определить источник погашения обязательств, то получится, что у нас есть возможность внедрять второй накопительный уровень.

 

 

Рядовые пенсионеры не пострадают. Никто ничего ни у кого отбирать не будет. Речь идет об оптимизации доходов и расходов на основе страховых критериев.

 

 

 

– Какие объективные факторы могут сегодня влиять на внедрение пенсионной реформы в жизнь?

 

 

– Сегодня оптимизация расходной части Пенсионного фонда – вопрос архиважный. И вот в рамках этой оптимизации мы должны учитывать многие факторы, к которым можно отнести и демографический. Солидарная пенсионная система эффективна в борьбе против инфляции (в отличие от накопительной системы). Но она имеет очень серьезный изъян – демографию. Так, количество работающих, которые формируют финансовый ресурс фонда, и количество получателей пенсий в последние годы заметно изменились. Если в 1998 году на одну тысячу работающих было 667 пенсионеров, то сегодня в Запорожской области на одну тысячу работающих приходится почти 1300 пенсионеров.

 

 

 

– Как реагировать на такие перекосы в демографии?

 

 

– Практически во всех странах идут по пути повышения пенсионного возраста. У нас тоже пенсионный возраст был повышен. Хотя это радикальное решение, но оно объективно необходимо. Главное не ошарашивать людей подобными решениями. Поэтому во многих странах процесс растянут во времени на десятилетия, граждане своевременно информируются, имеют возможность адаптироваться и, видимо, поэтому не воспринимают повышение пенсионного возраста столь драматично.

 

 

– По моему убеждению, накопительная система также имеет серьезные изъяны. Первый – она подвержена инфляции. Пока деньги накапливаются, – они дешевеют. Второй изъян – страховые компании не станут гарантировать надежность частных пенсионных фондов, которые будут появляться в стране. Потому у граждан нет уверенности в том, что все это будет работать. Сколько, по вашему мнению, должно уйти лет на то, чтобы государство смогло гарантировать своим гражданам безбедную и спокойную старость?

 

 

– Украина вводит накопительный элемент в непростых условиях. Накопительная система ставит задачей не только накопление, но и сохранение и приумножение этих средств. Пенсионные финансовые ресурсы нужно заставить работать так, чтобы инвестиционный доход превышал инфляционные потери. Это достаточно серьезная и перспективная задача. На это уйдут годы.

 

 

Поэтому сегодня не менее актуальной задачей является оздоровление и модернизация солидарной системы.

 

 

Если делать прогнозы, то я могу сказать, что солидарно-распределительная система Украины и в будущем будет основой несущей конструкцией всей пенсионной системы страны.

 

 

А что касается гарантий безбедной старости, то могу сказать, что это не зависит от того, в какой пенсионной системе накапливает гражданин свои пенсионные права. Главное условие безбедной старости – уровень производства товаров и услуг, уровень цен на момент, когда человек выйдет на пенсию и в полной мере ощутит ее потребительские возможности.

 

 

 

– Как же, все-таки, добиться того, чтобы деньги в накопительной системе сохранить и, более того, приумножить?

 

 

– Для того чтобы мотивировать работодателей и трудящихся, а также убедить их в надежности накопительной системы, должны быть созданы на конкурсной основе соответствующие управляющие компании. Как правило, во всем мире это приватные компании. Они должны сформировать эффективный инвестиционный портфель, обеспечить ему доходность и т.д. Но кто даст такие гарантии? Риски все равно существуют. Поэтому внедрять эту систему нужно шаг за шагом, обдуманно и без спешки.

 

 

 

– Более частный вопрос – многие неработающие пенсионеры по всей стране не так давно были подвергнуты налогообложению. Речь идет об отчислении 15% пенсии, как у работающих пенсионеров. Разъясните ситуацию.

 

 

– С 1 апреля работающие пенсионеры временно, а именно до конца года будут получать пенсию в размере 85%, но не менее полутора прожиточных минимумов, то есть 1423 грн. Это понятно. А вот вопрос возник в связи с тем, что многие пенсионеры у нас учитывались как работающие. Однако фактически таковыми не являлись. Хотя в соответствии с действующим порядком, пенсионер при изменении жизненных обстоятельств должен проинформировать органы Пенсионного фонда. Но не все выполняют это.

 

 

Поэтому работники фонда сами при получении соответствующей информации приглашали и в письменном, и в телефонном режиме таких граждан. Но, так или иначе, в связи с принятием Закона действительно произошел скачок обращений граждан по вопросам статуса неработающего. За последний месяц – около 8 тыс. человек.

 

 

Ход решения этого вопроса находится и в Главном управлении, и у руководства Пенсионного фонда Украины. Все необходимые операции по изменению статуса, перерасчетам пенсий и соответственно возврату удержанных сумм, мы проведем уже в мае.

 

 

Реформы – это прогрессивно и необходимо стране, которая находится в стагнации. Однако на этом пути реформирования организации жизни самого тонкого и болезненного сегмента нашего общества – пенсионеров, наших родителей, самой беспомощной части общества, не худо бы помнить два золотых принципа: «Не навреди» из сферы медицины и «Семь раз отмерь – один раз отрежь» – просто жизненную мудрость. А то ведь и частные пенсионные фонды, и их страховые компании уже через год после начала реализации благих намерений могут оказаться банальными финансовыми пирамидами. Способно ли современное украинское государство обеспечить достойную старость своим пенсионерам?

Веры и надежды всем нам.

 

 

 

Сергей Знаменский

 

Источник: Позиция