Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Демократическое оцепенение

Демократическое оцепенение

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Демократическое оцепенение

Год с лишним Украина живет в новых политических реалиях: после свержения режима Януковича у нас поменялось все – президент, правительство, Верховная Рада, которые в унисон заявляют, что строят настоящее демократическое государство. Наверняка многие украинцы задавались вопросом, а в чем заключаются основные его принципы, и как далеко мы продвинулись в процессе построения настоящего демократического общества? Есть вполне понятная классическая формула демократии, которая позволит нам ответить на этот вопрос.

 

 

Начнем с исполнения законов. Их этот созыв парламента штампует исправно, да и на практике законы находят четкое отражение. То есть, с одной стороны, это плюс. Но если сделать их ретроспективу, выяснится, что в большинстве своем принятые законы были направлены не на улучшение жизни украинцев, а на стремительное обнищание населения. Тарифная политика, военный налог, «обрезание» пенсий работающим пенсионерам и прочие махинации – согласитесь, все это свидетельствует не в пользу власти. Короче говоря, законы в стране принимаются и работают, но на этом этапе люди их называют сугубо драконовскими и маразматическими. К тому же, явно не приходится говорить о равенстве всех перед законом. Следовательно, как таковой признак демократии налицо, но производимый им эффект вызывает всенародное отвращение.

 

 

Наблюдаются существенные трудности и с концептуальным принципом разделения ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Тут у нас сам черт ногу сломит. Ни о какой независимости друг от друга эти ветви даже не помышляют, потому что не понимают, как такое может быть в принципе. Привыкли же, что везде в Украине рука руку моет, а уж во власти этот постулат срабатывает рефлекторно. Раздели кто волевым решением эти три головы, и капут «Горынычу». Куда легче оставить все как есть – в безобразной безалаберности, но хоть как-то функционирующим. Нарушим баланс – перегрызутся, как свора голодных собак, а крайними останутся все равно «простолюдины».

 

 

Далее – свобода слова и СМИ. Нынешняя власть пока еще прекрасно помнит, благодаря кому взошла на политический Олимп, и потому злить толпу явными ограничениями свободы рисковать не будет. Хотя попытки «отцензурить» общество и прессу предпринимались, однако адекватная реакция со стороны последних заставила политиков отказаться от этих планов. Однако в стране снова убивают журналистов – смерть Олеся Бузины, оппозиционного журналиста, заставила многих акул пера основательно напрячься. Теперь для власти расследование этого громкого убийства – дело чести. Иначе окажутся ничем не лучше Кучмы. В общем, народ знает, что может и должен отстаивать свои права. Да вот незадача: митинг или акция протеста – вовсе не гарантия быть услышанным властью. Грубо говоря, вы, ребята, погорланьте, озвучьте требования, покрасуйтесь перед объективами телекамер (плюрализм же!), а там видно будет. То есть формальности соблюдут неукоснительно, но дальше – хоть трава не расти. Спохватится верхушка лишь когда протестующие снова залихватски возьмутся за «коктейли Молотова». И то – не факт, что власть избежит ошибки предшественников, разогнав активистов с применением оружия под видом борьбы с «агентурой Кремля».

 

 

Следующий признак демократии – реальное обеспечение прав человека и существование гражданского общества. Ну, в этом плане украинцам не повезло изначально и капитально, поскольку ничем таким в нашей стране за почти 25 лет независимости и не пахнет. Надеяться, что новая власть за год с небольшим сумеет кардинально изменить положение вещей, откровенно глупо. Но ведь, что обидно, даже попыток не предпринимала! В своих выступлениях политики всех мастей о правах человека и гражданском обществе распинаются регулярно, но никогда не заходят дальше банальной болтовни. По всей видимости, из-за того, что сами не ведают, как эти принципы внедрить. Плюс опасаются, и не без оснований, что сей элемент демократии в значительной степени подорвет действующую государственную систему, следствием чего станет выпадение из нее многих чиновников, кажущихся сейчас незаменимыми. Словом, вывод таков: этот пункт власть не очень занимает и, стало быть, с построением гражданского общества дело дрянь, а бесправные украинцы – явление привычное и нужное власти.

 

 

В былые времена неприкосновенность частной собственностиобеспечивалась неукоснительно, особенно когда речь шла об имуществе приближенных к власти олигархов – у других граждан все быстро и качественно «отжималось». Сейчас картина несколько изменилась: мелкий и средний бизнес напрямую не трогают (судя по обстановке в стране, он и сам может благополучно загнуться), а вот о национализации имущества одиозных оппозиционных капиталистов разговоры идут. Дескать, наворованное следует в казну вернуть, а затем или оставить в госсобственности, или выставить на «честные торги». Зная нашу систему власти, закрадываются подозрения, что это смахивает на банальный передел сфер влияния под видом борьбы с «незаконно» разжиревшим олигархатом. А там, глядишь, и до остальных доберутся – аппетит приходит во время еды. Вот только зарубежные инвесторы, на которых так рассчитывают в Украине, к нам не пойдут – побоятся, что бизнес «отожмут», невзирая на его «благородное» иностранное происхождение.

 

 

Без последнего в нашем списке пункта – децентрализации власти и широкого самоуправления – легко можно было обойтись, но это краеугольный камень в политике этой власти, обещавшей, что регионы получат невиданные доселе полномочия. На бумаге это выглядит еще куда ни шло, но первые же шаги засвидетельствовали: схема работает слабовато и с большими перекосами. И это, на минуту, на начальном этапе – после другие сложности ее реализации повсеместно всплывут. А ведь как красиво пели – «учли передовой мировой опыт» и все такое. Теоретическая подоплека, да еще по западным стандартам, вещь хорошая, но на наших бюрократических «топях» децентрализационные «саженцы» без соответствующего ухода не взойдут. Так что реформа по спасению утопающих регионов рискует провалиться задолго до своего начала.

 

 

Из всего вышесказанного очевидно, что демократия в Украине до сих пребывает в оцепенении. Власть понимает, что продолжать безнаказанно мимикрировать или уповать на старый фокус «менять, ничего не меняя» не получится. То есть ей либо придется следовать по заданному курсу, либо бесконечной вереницей в мусорных баках отправляться на свалку политической истории. Замечено, что запас терпения украинцев сокращается с каждым новым массовым всплеском протеста. А значит, и с этой властью, объявившей себя самой демократической в истории независимой Украины, почувствовавшие себя обманутыми граждане долго цацкаться не будут. Осталось ждать недолго –до 25 октября, дня выборов в местные органы власти.

 

 

Максим Коробец

 

Источник: Позиция

КОМЕНТАРІ (1)
Jack 8 травня 2015 15:09
Если называть вещи своими именами, то ни один из лозунгов "майдана" за этот год даже не начал воплощаться в жизнь. Какую тему ни затронь, куда пальцем ни ткни - всё стало только хуже. Автор статьи даже не замечает собственных парадоксов.
"Демократия" буквально "власть народа". Есть она у народа, эта власть? Если народу стало только хуже? Или народ сам себя гнобит, своей собственной властью, что ли, до полного вымирания?
Ответ прост - нет у народа никакой власти, и никакая это не демократия. И тут надо успокоить профессиональных майданщиков и "свергателей": если в результате "народного гнева" наверх вылезли те же воры, одних толстосумов у власти сменили другие, а повальное, тотальное и повсеместное взяточничество африканских масштабов не укладывается в культурное слово "коррупция" - значит, майданными "свержениями" тут не обойдёшься. Значит, горе-то не в том, что "власть зажралась и заворовалась". А в том, что всё "общество", каждый прохожий на улице и каждый ваш сосед в трамвае к честной самостоятельной ответственной жизни не готов (и готовиться не спешит).
Тут, конечно, самое время завопить: "Другого народа у меня для вас нет!" или "Народ не может быть неправ!"
К огромному сожалению, может.
Мы же договорились честно называть вещи своими именами?
Конечно, в том, что "качество населения" такое, а не иное, есть исторические причины. И кто ищет оправданий, он их в истории найдёт. Тем более, что история у нас теперь новая, "правильная".
Но факты вещь упрямая. А они ясно доказывают, что требованиям исторического момента общество в целом не соответствует. У членов общества нет доверия друг к другу сверху донизу, нет ясной цели построения государства ("Вперёд, в Европу!" - это не цель), нет традиций ответственного поведения, вообще нет ясной идеологии. 
Ничего, кроме бантустана в средине Европы, с такими исходными данными не построить. 
"Кто виноват и что делать?" Не знаю. Общепризнанного морального лидера нет и не предвидится, поскольку само понятие "морали" у закоренелого взяточника языческое: "я украл - хорошо, у меня украли - плохо". С такими понятиями обеспечена вечная война всех против всех, поскольку язычник (и общество язычников) воспитывается только несчастьями.                  
Это многократно доказывала История.
          1