Реєстрація    Увійти
Авторизація

Длинная афера

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Длинная афера

Новая власть к земле присматривалась давно, и было понятно, что рано или поздно оценка рентабельности существенно сдувшихся за последние два года украинских активов приведет ее к этой теме.

 

 

Донести мысль народу поручили главе Администрации президента Борису Ложкину, который имеет такие же знания в сельском хозяйстве, как ваш покорный слуга – в ядерной физике. «Рынок земли должен появиться достаточно быстро. Мораторий может быть снят уже с 1 января 2016 года. Очень на это надеюсь», – отчеканил глава президентской канцелярии. При этом подобрал весьма интересную аргументацию решения, которое, очевидно, уже принято, и его просто нужно правильно «продавить». Мол, не нужно бояться массовой скупки земли за бесценок, да и западных латифундистов тоже. В мире полно земли. От России до Аргентины есть много мест, где землю можно купить совершенно свободно и в больших количествах.

 

 

В общем, Ложкин настроил народ на борьбу. Ведь на рынке желающих продать свое природное богатство много конкурентов. Поэтому богатым дяденькам еще нужно будет понравиться. Учитывая, что в той же Аргентине запилить латифундию при наличии денег не составляет особого труда, Ложкин действительно прав – странам третьего мира, а именно туда он записал Украину, нужно выслуживаться перед будущим хозяином. А сделать это можно только демпингом цен и критически низкооплачиваемой рабочей силой. Другого не дано.

 

 

Теперь об экономической мотивации вопроса. За 23 года в стране уже продали практически все, что только можно продать. Если посмотреть на темпы разгосударствления, то Украина уже давно обогнала остальные постсоветские республики, а потенциал у УССР был покруче, чем у какого-нибудь Узбекистана. Кстати, на этот год правительство не нашло ничего более умного, чем анонсировать очередную приватизацию тех крошек госимущества, которые еще остались в стране. Но это вряд ли сможет помочь существенно наполнить бюджет. А наполнять его чем-то нужно. Обслуживание госдолга обходится дорого, а на выплаты даже замороженной социалки ресурсов остается все меньше и меньше. И здесь обычно есть два пути. Первый – начать больше зарабатывать. Например, на той же земле, сделав ее обработку рентабельной. Второй – начать продавать то, что еще осталось. Пока мы выбираем (точнее – за нас выбирают) второй вариант.

 

 

Лишь по предварительным оценкам, потенциал земельной распродажи в Украине составляет десятки миллиардов долларов. По сути дела земля сельхозназначения – последний масштабный ресурс, который остался в Украине, а ее продажа может оказаться последней крупной схемой дерибана собственности. После этого продавать уже будет нечего.

 

 

Да, можно справедливо сказать, что сегодня в Украине и так де-факто существует и серый, и черный рынок земли, поэтому обзавестись куском хорошего чернозема не составляет особого труда. Серый рынок строится на праве долгосрочной аренды, более отмороженные схемы базируются на куда более изощренных приемах – земля меняет на бумаге свое реальное целевое назначение, откуда-то появляются несуществующие базы отдыха и объекты культуры, недвижимость приватизируется отдельно от земли, а потом к ней приписывается. Любой глава сельсовета после третьей рюмки в тихой компании расскажет вам десятки относительно честных способов передачи земли нужным людям. Прямо как Остап Бендер, который при всех своих махинациях чтил Уголовный кодекс, представители местного самоуправления знают, как не нарушать Земельный кодекс. На этих схемах и держится местная вертикаль, и сколачиваются многомиллионные состояния. С этим никто не спорит.

 

 

Но, во-первых, такого рода схемы все равно не наделяют бенефицианта правом собственности, а значит, землю всегда можно вернуть. А во-вторых, вся эта история существенно усложняет получение земли нерезидентами, и, возможно, именно поэтому Украину еще не контролируют крупные агрохолдинги.

 

 

К слову, статус иностранцев в вопросе будущей приватизации земли является главной загвоздкой для действующей власти. С одной стороны, это самый непопулярный аспект земельной реформы, и если промыть мозги селянам на предмет выгодной продажи земли еще можно, то объяснить преимущества латифундий, которых те боятся как огня, гораздо проблематичнее. С другой – именно иностранцы могут дать более высокую стоимость (но все равно заниженную) за украинскую землю и тем самым помочь власти сорвать куш на этой афере. Но есть и альтернатива – украинский олигархат.

 

 

Что же касается нынешнего положения вещей на селе, то оно действительно близко к катастрофическому. Да, там, как и раньше, нет работы, уезжает молодежь и полностью разрушена инфраструктура. Там нет условий для жизни молодой семьи, и быт застрял в прошлом веке. Мы не создали класс маленьких, но крепких фермеров, которые бы могли стать основой сельского социального класса. А все потому, что он и даром никому не нужен, этот фермерский класс. Государство создало все условия для триумфа сельскохозяйственных спекулянтов – трейдеров, которые, организовываясь в группы, занимались коллективным демпингом цен на продукцию, скупая ее за копейки.

 

 

Государство не выходит на биржу, поэтому трейдеры имеют сверхприбыли. Производитель же постоянно в нищете. Так людей искусственно довели до мысли: «А может, ну ее, эту землю? Почему бы и не продать». Чему удивляться, если держатели паев – в основном пожилые люди, которым даже некому передать землю в наследство. Молодежь давно в городах и всячески хочет забыть обо всех прелестях сельского лайфстайла. В итоге в Украине многие сегодня готовы продать землю даже за символическую сумму. Откаты пойдут в счет заинтересованных чиновников.

 

 

Альтернативой могла бы стать реформа госзакупок, после которой государство гарантировало бы закупку продукции у производителей по реальным ценам и выбрасывало бы на рынок ее достаточный для удовлетворения социальных потребностей объем, тем самым устанавливая допустимый коридор цен для конечного потребителя. Во всем остальном – пожалуйста, конкурируйте, нет вопросов. Но это же геморрой. Для этого нужно наладить выдачу выгодных беззалоговых кредитов под низкий процент (сюда бы направить кредиты МВФ), лизинг, навести порядок в договорном праве, восстановить госрегулирование и т.д. Кому это интересно, когда на кону миллиардное мероприятие, для реализации которого достаточно лишь отменить мораторий? К слову, который даже Янукович не отменил, хотя имел возможность – лояльное большинство было, а олигархи выстраивались за президентской протекцией в стройные ряды. Но не рискнул...

Теперь главное – протолкнуть решение через парламент, параллельно взрыхляя общественное мнение. И здесь могут возникнуть проблемы внутри коалиции – конек популизма по защите украинского села захотят оседлать многие. Особенно перед местными выборами, когда цена голоса этого электората особенно высока. Олег Ляшко неоднократно высказывался на эту тему в свойственной ему манере, а последние анонсы Ложкина уже успели прокомментировать и в «Батькивщине».

 

 

Хорошо нам знакомый популист Сергей Соболев решительно осудил инициативу президента и подчеркнул, что команда Тимошенко в эту историю ни-ни... Да и, оказывается, все это выгодно олигархам. Как же так, мы же проводим деолигархизацию? Нехорошо получается. Без этих двух персонажей коалиции решение, конечно, принять можно – нужно-то всего 226 голосов, а не конституционное большинство.

 

 

Виталий Филипповский

 

Источник: Позиция