Реформа второй свежести
14 травня 2015 09:36
Переглядів: 318
Коментарів: 0
Надрукувати
После анонсирования министром социальной политики
Павлом Розенко очередной пенсионной реформы, главной «фишкой» которой должно
стать введение накопительной системы, в стране стали активно радоваться
долгожданному приближению Украины к европейским стандартам. На самом деле под
соусом модернизации нам подают давно протухшее на фоне мирового финансового
кризиса блюдо, от которого уже отказываются во всем мире.
Накопление средств, инвестиции,
страхование – все эти модные атрибуты рыночной экономики пришли в нашу жизнь в
90-е и на полную расправили плечи в 2000-е. На фоне экономического роста в
Украине в 2003–2008 годах, немного подзаработавший народ стал с радостью
приобщаться к стандартам манящей капиталистической жизни со всеми ее атрибутами
в виде кредитов, страховых полисов и форекс-котировок. Приблизительно в это же
время в Украине впервые заговорили о пенсионной реформе, мол, и здесь нам уже
давно пора бы унаследовать рыночные методы. Кому нужна солидарная пенсионная
система, в которой ты полностью зависишь от государства? Ведь признак
свободного человека – самому обеспечивать собственную старость. Потом случился
2008 год, и оказалось, что львиная доля банков в стране – банальные финансовые
пирамиды, выкачивающие деньги в оффшоры, страховые компании – «мыльные пузыри»,
слинявшие с рынка, как только запахло жареным, а брокеры с голливудской улыбкой
– обыкновенные хапуги, разводящие доверчивых украинцев. Все это случилось, но нашу
веру в европейские и заокеанские ценности не пошатнуло ни на миллиметр – все,
как обычно списали на наш украинский менталитет и неподготовленность к
реформам.
Сегодня, когда реформы опять
стали флагманом политической жизни страны, украинские власть имущие снова
достали из дальнего ящика покрывшиеся пылью рецепты. И если на поприще
экономических реформ все продвигается пока что кое-как, то в «социалке» волевое
решение уже, можно считать, принято – с 2017 года Украина готовится ввести
накопительную пенсионную систему, за счет которой каждый украинец, как
рассказывает власть, сможет сам себе обеспечить безбедную старость. Главный
лейтмотив – так живут во всем мире.
Но все ли так однозначно с
этой «общепризнанной» накопительной системой? Оказывается, далеко не так. Немного
об истории вопроса: накопительная система, как и все, что связано со
страхованием – краеугольный камень так называемой Бреттон-Вудской финансовой
системы. Она сложилась после Второй мировой войны и просуществовала, с
небольшими корректировками, до 2008 года. Ее отличительные черты – резкий
послевоенный рост мировой экономики, небывалое повышение качества жизни и
бэби-бум. Естественно, когда дети рождаются, люди работают и производство
растет, страховые выплаты становятся вполне посильным для обывателя способом
накопить на старость. Параллельно эти деньги работают на экономику и
возвращаются счастливым гражданам в виде их доходов. Как говорится, все
довольны. Но в один прекрасный момент финансовая система из-за кризиса
перепотребления рушится, как карточный домик, и вся кошерность мгновенно
растворяется. Это и случилось в 2008 году, когда мир накрыла экономическая
депрессия.
Рост безработицы, кризис
производства и тотальная девальвация мировых валют привела к 23% обвалу
пенсионных фондов по всему миру. Частные пенсионные фонды устроены по принципу
страховой кампании, и «лопаются» в период проблем точно так же, как и обычные
накопительные фонды с вывеской «Дядя Вася и партнеры». Госгарантии здесь мало
чем помогают.
В итоге Всемирный банк и МВФ по
всему миру уже свернули свои кампании по продвижению этой системы. В странах
же, в которых она работает уже не первое десятилетие, начали проявляться весьма
интересные побочные эффекты.
Первый – дырка в бюджете
национального Пенсионного фонда, который обеспечивает солидарную составляющую.
Она образуется из-за экономического спада и снижения процента отчислений в
солидарную систему в пользу накопительной – раньше так людей стимулировали аккуратно
платить взносы. В конце концов это вылилось в громадный дефицит гособязательства.
Решают проблему по-разному. Словакия, к примеру, совсем недавно пыталась
залатать бюджетную пробоину с помощью приватизации остатков госимущества.
Пришлось пожертвовать газотранспортной системой. Хватило на 5 лет…
Не менее значимы и проблемы
социального неравенства, которые «выползают» после введения накопительной
системы. Да, своеобразная «уравниловка» в солидарной системе – это плохо, но
разрыв между минимальной и максимальной пенсией в несколько раз – не многим
лучше. С такой проблемой столкнулись в Финляндии, Франции и Швеции. В итоге
дошли до другой крайности – стали урезать пенсии самым богатым пенсионерам в
пользу бедных. Робингудовские методы в этом конкретном случае тоже как-то слабо
вяжутся с политикой свободного рынка.
К вопросу о стабильности
вкладов и защите государства. В 2010–2011 годах Венгрия (просто нонсенс)
национализировала все накопительные вклады граждан. Миллиарды евро, честно
накопленные добросовестными венграми стали палочкой-выручалочкой для
национального бюджета. И это центр Европы!
В Прибалтике в силу
аналогичных проблем решили пока временно перевести средства накопительной
системы в солидарную. Вопрос отмены накопительной системы во многих европейских
странах последние годы – топ-тема предвыборных дебатов. В той же Словакии
пенсионная система меняется после каждых парламентских выборов.
Отягощают проблему и
демографические перекосы – сейчас в мире на пенсию активно выходит так
называемое поколение бэби-бумеров, родившееся после резкого роста послевоенной
рождаемости. И они честно платили свои отчисления в накопительную систему.
Поддерживать же такой уровень взносов современное поколение не может –
рождаемость уже не та, что в 50-е, а уровень безработицы постоянно растет.
Именно это заставляет многие
страны возвращаться к солидарной системе, которая, при всех отрицательных
моментах, по крайней мере, напрямую зависит от экономической ситуации.
Кроме того, в мире уже поняли
– «длинные деньги» в современном мире обесцениваются настолько интенсивно, что
никакой обеспеченной старости сегодняшним плательщикам не видать, как своих
ушей. В условиях же солидарной системы власть хотя бы может плавно
индексировать зарплаты.
И об этом говорят в Европе,
где уровень политической и экономической стабильности проверен десятилетиями. У
нас же в Украине принялись на фоне 300% девальвации национальной валюте вводить
нормы, которые уже минимум 8 лет как забракованы в развитых странах.
Виталий ФИЛИППОВСКИЙ
|