Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Накопительный регресс

Накопительный регресс

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Накопительный регресс

Государственная модель управления страной в Украине напоминает отстающего в развитии ученика. Когда передовые державы давным-давно, методом проб и ошибок, нащупали свой путь и следуют ему, мы только приступаем к постижению азов школьной программы. И ладно бы, если усердно и прилежно их штудировали, выводили новые современные формулы – так нет, списываем из чужой тетрадки то, что почти безнадежно устарело.


Запад чуть ли не ежедневно клюет украинскую власть за то, что она чересчур медленно внедряет реформы, которые были взвалены ею на себя более года назад. Отбиваться нашим правителям, по сути, нечем – результаты отсутствуют, прогресс незаметен. В общем, нужно срочно предъявлять партнерам хоть что-то. И экспериментальной площадкой выбрали реформу пенсионной системы, каждое изменение в которой вызывает дикий и неуемный «восторг» среди населения страны.

 

В конце февраля этого года Кабинет министров утвердил дефицит Пенсионного фонда на уровне 19 млрд грн. И хоть показатель этот из уст чиновников получил статус «сбалансированного», очевидно, что структура держится на честном слове. В связи с этим наше правительство ускорило процесс внедрения накопительной пенсионной системы: предполагается, что запустят ее с 1 января 2017 года. Как пояснил министр социальной политики Павел Розенко, система будет обязательна для граждан до 35 лет, а с 35 до 55 лет – добровольной. То есть под ее действие подпадут, прежде всего, молодые люди, которые, едва взглянув на предлагаемые нововведения, заметно и конкретно приуныли.

 

 

Давайте представим, что накопительная пенсионная система в Украине полноценно действует уже, к примеру, пять лет. Все, как положено, отчисляли свои кровные в специальные фонды, рассчитывая хоть на старости лет пожить как «белые люди», и тут – хрясь! – война, обвал гривны, инфляция и всеобщий паралич. За минувший год инфляция (согласно официальным сводкам) составила порядка 35% – то есть, считай, сбережения обесценились на треть, причем это еще не предел. Вуаля, фокус-покус!

 

 

Можно подходить к вопросу и с точки зрения другого параметра: соотношения потребительских цен к средней зарплате. Исходя из украинской действительности, последняя в несколько раз обгоняет темпы роста потребительских цен (она же, кто забыл, и есть инфляция), и в целях недопущения снижения поступления денег накопительные пенсионные фонды (НПФ) должны будут обеспечить размещение средств в таких отраслях экономики, где величина доходности намного выше текущей инфляции. Спрашивается, что же это за секторы такие «золотоносные», а? Вот потому эксперты – не наши, а зарубежные, которые имели дело с этими схемами – отмечают, что внедрение накопительной системы возможно лишь тогда, когда годовая инфляция на протяжении многих лет не будет высовываться за отметку 5%. Ха, а наши «великие реформаторы» собираются совершить чудо в условиях экономического кризиса! Чертовски смелая задумка!

 

 

Да, чуть не забыл: премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что необходимо ввести государственные гарантии для накопительных пенсий. «Каждый, кто выплачивает дополнительный взнос и откладывает себе деньги на старость, получит 100%-ю государственную гарантию. Эти средства не только будут сохранены, но и приумножены, потому что станут фактором развития экономики, будут вкладываться непосредственно в нее», – сказал он. Честно признаться, слабое утешение. Чревато дурацким положением, в котором оказался Буратино со своими пятью золотыми, на выходе оставшись и без денег, и без азбуки. Словом, по новой системе украинский пенсионер вместо более-менее солидного (и заработанного своим горбом) подспорья может остаться с пригоршней монет.

 

 

Опять же, для Украины в диковинку будет само существование пенсионных накопительных фондов. По сути, в них просто будут аккумулироваться средства граждан, а руководители ПНФ – заниматься размещением активов. Инвестировать в экономику, повторимся, слишком рискованно, и альтернатива остается одна – банковская сфера. Тем более что финансовые учреждения, учуяв приток денег, наверняка оживятся, наперебой предлагая самые лучшие условия для размещения соответствующих депозитов. И в какой-то момент (а он, как ярко показали нам 2014 и 2015 годы, настает с большим и оглушительным размахом) ряд банков возопит о банкротстве – гудбай, накопления? Потому что государство, даже гарантируя возмещение «лопнувших» вкладов, одним махом со всеми не рассчитается. Ежели вообще не отмахнется от назойливых пенсионных «потеряшек». Да, целина для всякого рода жулья непаханая!

 

 

Есть, конечно, вариант с размещением средств на международных фондовых рынках, но это направление в Украине пока мало изучено, поэтому как бы где не напортачить. Да и здесь сохраняются риски быть облапошенными дельцами, которые, втершись в доверие к руководителям ПНФ или вступив с ними в сговор, хапнут чужое добро. В принципе, деньги можно размещать в надежных зарубежных банках, но есть одно но: ставки там обычно меньше, а у нас принято доверять заоблачным посулам. Поскольку если таковые обещания отсутствуют – значит, неспроста, какой-то подвох.

 

 

Еще один важный момент – это аховая ситуация с детенизацией украинской экономики и, прежде всего, в плане легализации оплаты труда. Каждому из нас известны случаи, когда работодатель официально выплачивает сотруднику минимальную зарплату, с нее же идут мизерные отчисления в Пенсионный фонд, а остальное человек получает черным налом. «Неучтенку» просто так в ПНФ не сдашь, а то и вовсе окажешься в крепких объятиях фискалов. Короче, кому охота позабавиться – милости просим...

 

 

Итак, давайте подытожим. Складывается впечатление, что наше правительство решило не заморачиваться ни на аспектах пенсионной накопительной системы, ни на рисках, которыми она в западных странах может сопровождаться, а в наших условиях – обязательно будет. Похоже на обыкновенную отбываловку, которую народу (под присмотром зарубежных кураторов-кредиторов) хотят втюхать как манну небесную. На самом же деле нововведение отдает циничным ограблением – с эдакой «отсроченной перспективой». Когда, вероятнее всего, многие нынешние чиновники из власти уже выветрятся, и претензии вперемешку с проклятьями по факту слать будет некому.

 

Компетентно

 

По словам аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, государственные накопительные пенсионные фонды в странах СНГ не демонстрируют выдающихся результатов. «Например, несколько лет назад в Казахстане государственный накопительный фонд не мог компенсировать даже инфляцию. У них, как и в Украине, она была достаточно высокая», – говорит эксперт. Впрочем, по его словам, есть надежда, что у нас к моменту запуска накопительной пенсионной системы произойдет переход к таргетированию инфляции, что должно замедлить рост цен и уменьшить номинальные процентные ставки. Кроме того, к тому моменту должна завершиться очистка от «грязных» банков. «Все это создаст предпосылки, чтобы пенсионные фонды нормально работали. Но результаты мы увидим не в 2017 году, а в лучшем случае через пять-семь лет после запуска накопительной системы», – уверен Александр Жолудь.

 

 

Максим КОРОБЕЦ