Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Понимание времени

Понимание времени

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Понимание времени Почти до самого последнего момента не было ясности, состоится ли наша поездка вообще. Протоиерей Сергий Холодков, руководитель службы «Никольский паломник» при Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, предупреждал: сорвать тур могут привходящие форс-мажорные обстоятельства, о которых накануне Дня Победы прямым текстом говорили с экрана телевизора. И хотя, слава Богу, обошлось без оных, прочувствовать всю напряженность и сложность обстановки довелось уже на ближних подступах к демаркационной линии, отделяющей полуостров от материковой Украины, куда мы добрались вскоре после полуночи.
 

Возле контрольного пункта въезда-выезда «Чонгар» пришлось выйти из автобуса и с вещами пешком проследовать через блокпосты украинских таможенников и пограничников к аналогичным учреждениям россиян («международный автомобильный пункт пропуска Джанкой»), которые начинаются сразу же за четырехкилометровой буферной зоной, проходящей по берегу залива Сиваш вплоть до знаменитого памятника советским воинам-зенитчикам 1941–1945 годов.

Процедура фейс-контроля с обеих сторон предельно проста: изымают паспорт (для граждан Украины годится и внутренний), «пробивают» его по компьютерной базе данных. Для въезда туда нужно заполнить миграционную карту, вторую половинку которой до возвращения домой хранить как зеницу ока. Иначе возникнут проблемы. При нас досмотра личных вещей ни там, ни там не было, хотя в принципе полюбопытствовать могут. Но из-за большого наплыва людей, желающих попасть из Украины в Крым и обратно, не говоря уже о многокилометровой очереди из легковых автомобилей и грузовых фур, процесс перехода демаркационной линии для «двуногих» растягивается на пару-тройку часов. И это в лучшем случае.

 

 

«Достают» и комары, коих в близлежащих приморских топях немерено. При желании можно воспользоваться услугами снующих туда-сюда на своих «тачках» водителей-частников (в основном почему-то из числа татар) – если есть лишние деньги, конечно. Первоначально предлагаемая такса заоблачная, но через полминуты препирательств зовут ехать за вдвое меньшую цену. Которая, впрочем, тоже выше крыши. И еще: «служивые» в камуфляже по обе стороны настроены благожелательно, однако двусмысленных шуток в их присутствии лучше избегать.

 

 

Но вот, наконец, после таможенно-пограничных мытарств мы в арендованном российском автобусе с… украинскими номерами. Спрашиваю у водителя, почему так, нет ли с ними проблем. «Пока нет, – отвечает Александр. – Появятся со временем. Решать их будем по мере поступления». Вообще в Крыму масса местного автотранспорта до сих пор снабжена номерами с сине-желтой атрибутикой. Хотя переход на российские тоже массовый. Хватает и надписей на украинском языке, особенно указателей с названиями населенных пунктов. Кое-где на официальных учреждениях встречаются таблички с трезубцем и «мовою». Видимо, их поменяют по мере обветшания материала.

 

 

Что касается розничных цен на продукты питания, то они в среднем чуть выше, чем у нас, или почти такие же. Впрочем, зарплаты и пенсии там тоже выше (в пересчете на курс доллара и евро по отношению к рублю и гривне), нежели в Украине. Да и какое соотношение цены рубля и гривны считать правильным – то, что указано в обменных пунктах Запорожья или то, которое предлагают татарки перед ханским дворцом в Бахчисарае?

 

 

В целом же, по моим наблюдениям и впечатлениям, отношение к «украинской теме» у крымчан достаточно отстраненное. Типа «мы свой выбор сделали, о чем не жалеем; куда пойдете вы – дело ваше, нам по большому счету все равно; было бы, конечно, лучше держаться друг друга, но вы привели во власть откровенно враждебных нам политических лидеров». Таков средневзвешенный ответ. Есть, однако, и откровенный плач по былому единству плюс утраченным возможностям, и откровенное нежелание иметь такое единство впредь. Видимо, растет понимание того, что, несмотря на общность языка и пока еще культуры, на международном рынке разделения труда и услуг мы друг для друга – самые опасные конкуренты. Не говоря уже о тяжелейшем украинско-российском конфликте последних полутора лет. Тут эмоции вообще, как правило, за пределами шкалы.

 

 

Давайте без иллюзий: на полуострове торжествует непоказной русский дух. Особенно заметно это было 9 Мая на общегородских торжествах в Севастополе, посвященных Дню Победы. А на Братском кладбище Свято-Никольского храма-памятника действительно похоронен сын экс-президента Украины Виктор Янукович-младший, хотя на его безымянной могиле нет ни единой надписи. Именно поэтому, как сообщили мне компетентные люди, настоятель сего замечательного храма молится об упокоении души раба Божия Виктора.  

 

 

Вне всякого сомнения, мощнейшим фактором незримого духовного единства большинства (точнее, очень большого количества) граждан Украины и крымчан, принявших гражданство РФ, является каноническое православие. Недаром все без исключения храмы и обители, в которых мы побывали, находятся в юрисдикции канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Русской Поместной Церкви. Именно поэтому на приходах трех крымских епархий УПЦ за каждым богослужением обязательно, во-первых, поминают, наряду с патриархом Кириллом, «и Господина нашего блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины», во-вторых, молитвенно просят Всевышнего о мире в Украине.

 

 

Сейчас противники каноничности по недалекости своей пытаются, в угоду нечистому духу, уничтожить УПЦ, слив ее с раскольничье-самосвятскими группировками, захватывая силой и неправдою ее приходы и т.п. – теперь уже в центре, на востоке и юге нашего государства. Допустим, однажды получится захватить все без исключения канонические храмы, а затем чисто формально «слить» их общины в т.н. «Єдину національну помісну церкву». Тогда всемирно признанная УПЦ останется только в Крыму.

 

 

Захотят ли в таком случае три крымские православные епархии именовать себя «украинскими»? А ведь на их территории находятся величайшие святыни всего христианского мира. Например, те из них, которые посчастливилось посетить паломникам из Запорожья – Свято-Владимирский собор в Херсонесе, где веру Христову чудесным образом обрел Креститель Руси равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич; Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, где, наряду с Херсонесом, учил и проповедовал апостол Андрей; монастырь священномученика Климента в Инкермане; Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь; Свято-Троицкий собор в Симферополе, где покоятся нетленные мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Плюс десятки других – быть может, менее известных, зато не менее значимых.

 

 

Святой всехвальный апостол Андрей Первозванный, его ученики Инна, Пинна и Римма, ученик апостола Петра свщм Климент, папа Римский, равноапостольный наш князь Владимир Красно Солнышко, архиепископ Лука и святитель Гурий Таврический – все они жили и совершали свои подвиги в условиях, неизмеримо худших, нежели те, в которых пребываем ныне мы. Приложившись к частичкам нетленных мощей сих угодников Божиих, помолившись перед их образами к Господу о даровании земле нашей мира и согласия, мы укрепили свою веру во всемогущество Всевышнего, в то, что Он управит пути земные наши так, как лучше для нас самих и всех нас.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ