Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Маниакально-кабинетный психоз

Маниакально-кабинетный психоз

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Маниакально-кабинетный психоз

Лестницу метут сверху, а не снизу     

Немецкая пословица

Взяв на вооружение революционные практики по смене кадрового аппарата, украинское правительство принялось активно вычищать из власти элементы, запятнавшие себя сотрудничеством с прежним режимом или просто имевшие неосторожность при нем работать. На освободившиеся места «всерьез и надолго» пригласили других людей – как наших, так и зарубежных специалистов. В итоге, пообещав произвести кадровую регенерацию в государстве, власть добилась ее феноменальной дегенерации.
 

Может, на первом этапе это казалось произошедшим не со злого умысла – метод проб и ошибок коварен. Но затем спираль раскрутилась так, что явно олицетворяла некую настораживающую закономерность в кадровых назначениях. Щедро розданные украинским чиновникам новой формации авансы были достаточно оперативно просажены ими и их командами, и вот уже в атмосфере завис вопрос: простите, а где же изменения, реформы, «покращення», наконец? Ответом на него стал жуткий кавардак, разоблачения, скандальные уходы и очередные невразумительные перестановки и назначения. И те, кто еще вчера пытался хоть что-то понять в этом кабинетном психозе, махнули на все рукой.

 

Знаки внимания

 

 

Для детального рассмотрения всей этой чехарды у нас не хватит газетной площади, а у читателя – выдержки, поэтому сосредоточимся на основных вехах кадровой истерии. Начало ей было положено 4 марта, когда премьер-министр Арсений Яценюк отстранил от должности руководителя Государственной финансовой инспекции Николая Гордиенко и поручил провести в отношении него проверку. В ответ чиновник выступил против главы правительства, публично обвинив его в коррупции и использовании теневых схем периода Виктора Януковича. И – понеслась...

 

 

В конце марта прямо на заседании Кабинета министров был произведен показательный арест главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого. Правда, очень скоро обоих выпустили под залог, но сигнал был подан: махина запущена. Одновременно и общество получило четкий знак, что даже в «самом честном и европейском правительстве» заводятся личности либо действительно замешанные в коррупции, либо на которых можно повесить собак в случае возникновения опасности для всей стаи. Ну, а дальше лихорадка распространилась на другие ведомства, где занялись тщательным отловом «блох» в своих рядах.

 

Экономический «хлопок»

 

 

Самыми обсуждаемыми в последнее время стали кадровые перипетии в Министерстве экономического развития и торговли. В феврале в качестве кандидата на пост первого заместителя Айвараса Абромавичуса был представлен гражданин Германии Александр Боровик. Получив подданство Украины, он три месяца проработал в министерстве в должности не стажера, а... советника. Которому в один прекрасный момент указали на дверь. Обиженный несостоявшийся чиновник тут же побрел по телеэфирам, где с трепетом рассказывал о конфликте с Арсением Яценюком – дескать, тот унизил его на заседании Кабмина. Впрочем, сам премьер заявил, что г-н Боровик поцапался со своим непосредственным шефом. Кому верить?

 

 

Разъяснить ситуацию взялся сам Айварас Абромавичус: «Я был недоволен результатами труда Александра и его конфронтационным стилем поведения. Просто не сработались. Мы набрали 85 новых сотрудников, избежать кадровых ошибок не удалось, и история с Боровиком тому подтверждение. Уверяю, что все назначения и увольнения в министерстве – моя личная ответственность. Без звонков извне и без давления», – сказал он. В самом деле, от ошибок никто не застрахован, но, на секунду, г-н Боровик планировался на должность первого зама! То есть казался человеком надежным и проверенным, а потом – хлоп! – резко разонравился? Сдается мне, маниакально впаривают нам, извините, какую-то туфту и не краснеют.

 

 

А в этот понедельник было объявлено, что еще с апреля перестала быть советником Айвараса Абромавичуса эстонка Яника Мерило. «Мой уход был связан с тем, что для построения электронного правительства эффективнее работать не с одним министерством, а сотрудничать со всеми», – туманно пояснила она. Быть может, еще через месяц чиновница выступит с заявлением иного, более конкретного содержания? Все-таки для прибалтийской ментальности характерна медлительность...

 

Портфели на бочку?

 

Назревает встряска и среди, собственно, самих членов правительства. Народные депутаты от «Оппозиционного блока», групп «Воля народа» и «Возрождение» зарегистрировали в Верховной Раде проекты постановлений о снятии с занимаемых должностей министра здравоохранения Александра Квиташвили и министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко. Оба получили назначения в Кабмин в декабре прошлого года. Первый, и это очевидно, так и не начал внедрять даже первый этап реформы в украинской медицине, а вот что инкриминируют второму – загадка.

 

 

Зато с министром МВД Арсеном Аваковым картина понятная: его предлагают уволить за покрывание коррупции. В частности, депутаты от «Блока Петра Порошенко», «Самопомощи» и группа внефракционных пеняют чиновнику на отказ отправить в отставку своего заместителя Сергея Чеботаря, причастного к скандалу с земельными участками. В итоге тот сам подал прошение об уходе, Кабмин его спешно удовлетворил, но Верховная Рада о г-не Авакове не забыла. Вместе с тем, вряд ли эта эпопея принесет плоды. Но в любом случае, эксперты предрекают, что главный милиционер вскоре может лишиться еще и первого зама – Екатерины Згуладзе.

 

Шокотерапия от Шокина

 

В самом парламенте тоже бурлят нешуточные страсти. «На карандаше» у Генеральной прокуратуры находятся сразу семь парламентариев, с которых она требует снять депутатскую неприкосновенность. Правда, известны имена только двух из них – над пятерыми завис невидимый дамоклов меч. Итак, первый из озвученных – это Сергей Клюев, который подозревается в мошенничестве и завладении чужим имуществом на пару со своим братом Андреем Клюевым, работавшим вице-премьером, председателем СНБО и главой Администрации президента при режиме Виктора Януковича. Видимо, пытаются дожать его бывших соратников, пока они не сбежали или не погибли при загадочных обстоятельствах.

 

 

С Сергеем Мельничуком история поинтереснее будет. Как сообщил Генпрокурор Украины Виктор Шокин, все статьи, которые висят на бывшем члене команды Олега Ляшко, перечислять долго. Сказал лишь, что подозревается народный депутат в создании преступной организации. Любопытно, не о батальоне ли «Айдар» толкует наш «великий прокуратор», основателем и первым командиром которого был Сергей Мельничук? А если у вас нет сложившегося мнения о нем как о человеке и политике, вникните в следующую цитату:

 

 

– Большая часть личного состава подразделений «ДНР» и «ЛНР» – украинцы, а потому, чтобы прекратить гражданскую войну, необходимо начинать прямой диалог с ними. Нужно вести переговоры не только с Россией, но и с полевыми командирами. Их довольно много и их надо убедить, что можно договориться, мы же украинцы и должны быстрее остановить эту убийственную войну. Потому что с обеих сторон гибнут наши. И даже российские солдаты, я думаю, должны жить. Это наши братья-славяне, – говорил Сергей Мельничук в начале февраля 2015 года. Выводы из прочитанного каждый пусть сделает сам – навязывать не станем.

 

«Новосел» и непотопляемый

 

 

Подозрительно, но до прошедшего вторника власть никак не могла определиться, кому доверить два ключевых для жизнедеятельности державы ведомства – Фонд госимущества (ФГИ) и Антимонопольный комитет (АМК). Нет, были бы это захудалые шарашки, возглавить которые означало отправиться в политическую ссылку, никто бы и слова не сказал, а так...

 

 

«Рулить» АМК доверили чиновнику-дебютанту Юрию Терентьеву – «за» проголосовали 266 народных депутатов. Процедуру провели без обсуждения и даже без выступления самого кандидата. Как пояснил спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, в этом не было необходимости, поскольку соискатель «был на заседаниях всех фракций». Поскольку парламент одобрил кандидатуру г-на Терентьева, значит, априори он чист. «Как известно, сегодня Ринат Ахметов контролирует экономическую прокуратуру, которая называется Антимонопольным комитетом. И если будет выявлена связь олигарха с Юрием Терентьевым, мы за него голоса не отдадим», – вещал лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко.

 

 

Отметим, что по образованию новый глава АМК – юрист и финансист, последним местом его работы значилась должность генерального юрисконсульта одного из крупнейших в Украине металлургических комбинатов «АрселорМиттал Кривой Рог». За прошлый год Юрий Терентьев согласно декларации заработал около двух миллионов гривен, в распоряжении его семьи – недвижимость в Киеве и два автомобиля «Ягуар».

 

 

А Фонд госимущества благодаря поддержке 258-ми народных депутатов возглавил непотопляемый Игорь Белоус, в конце февраля отстраненный от должности председателя Государственной фискальной службы. История там вышла мутная и продолжения не получившая – исходя из того, что чиновник «вынырнул» в новой ипостаси. И как знать, не разразится ли очередной гром теперь уже в ФГИ? Который, несмотря на продажу подавляющего большинства привлекательных объектов, кое-какими ресурсами и излишками госсобственности все еще обладает.

 

Не те и не там

 

Подведем краткий итог. «Интервенция» иностранных чиновников в украинскую политику провалилась с треском: приглашенные зарубежные реформаторы один за другим бегут с терпящего бедствие корабля. Кто займет их место? Новая «регенерация»? Ну уж нет, раз эксперимент бездарно провалился, предпочтут уповать на проверенные кадры. А те, кто ни в чем не замешан, «за неимением опыта» останутся в беспросветном резерве до тех пор, пока их знания по достоинству не оценят в других сферах, в том числе за границей. Оттого и система государственного управления в Украине такая колченогая, потому что отечественные специалисты нового поколения насильно из нее «вымываются». У нас ведь как: свято место пусто не бывает, а желающих занять его – всегда с лихвой. Жаль, что в претендентах ходит множество таких, на ком пробы чиновничьи ставить уже негде.

 


Максим КОРОБЕЦ