Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?
25 травня 2015 08:57
Переглядів: 398
Коментарів: 0
Надрукувати
Двухлетний малыш, играющий с планшетом, уже никого не удивит, но
психологи и педагоги уверяют, что такие привычки плохо отражаются на
развитии и психике ребенка.
Конечно, гаджет интереснее любой куклы! Дочь автора статьи Анастасии Каратеевой Полина "щупает" экран планшета первый раз в жизни. Но мама не понаслышке знает, сколько стоит его ремонт, поэтому постарается, чтобы такая "радость" выпадала дочке пореже
Давать или нет - вот в чем вопрос
Мама
троих детей Светлана Таруба прекрасно понимает, что давать ребенку
поиграть планшетом в два года - не самый лучший метод его занять, но
выхода у нее нет.
- Разница между детками у меня маленькая – старшей дочери семь лет, средней – шесть, а сыну – два с половиной, - рассказывает "Индустриалке"
Света. – Внимание нужно уделить всем, но Игорек очень ко мне привязан и
не дает позаниматься уроками с Олей. Вот в этом случае я даю ему
планшет – он играет, а я спокойно занимаюсь с дочерью. Я даже не помню,
как сын научился включать и находить игры на планшете – как-то все само
собой у него получилось. Никто его не учил.
И правда, современные дети знают, как "передвигать экран" на планшете и пользоваться меню, но часто не способны построить конструкцию из кубиков. "Дети глупеют из-за современных технологий", — бьют тревогу учителя.
-
А я думаю, что прогресс пришел к нам не зря – раз планшеты и смартфоны
появились, значит, нужно пользоваться и с их помощью развивать ребенка, -
поделилась молодая мама Ирина Белая. – Я когда увидела, как моя дочь в
год сама "роется" в планшете, подумала: а может, у меня вундеркинд
растет? Не буду отбивать интерес, а вдруг из нее вырастет гениальный
программист.
Специалисты же утверждают, что такой интерес к гаджетам необходимо "отбивать" у детей или, как минимум, контролировать.
- Умение пользоваться планшетом - это еще не признак одаренного ребенка, но родители продолжают восхищаться "продвинутостью" своих малышей, - рассказала "Индустриалке" заведующая детским садом "Солнышко"
Ольга Лещенко. – А это должно настораживать. Ведь из-за чрезмерного
использования гаджетов страдает нервная система ребенка – они
становятся раздражительными и даже агрессивными. Вы попробуйте отобрать
планшет у играющего ребенка. Будет столько криков и слез, что не каждый
родитель решится!
Ольга Ивановна настаивает: родители должны
заниматься с ребенком, а не освобождать себе руки за счет технологий,
добавляя, что в разумных пределах использовать компьютеры все же
необходимо даже в детских садах.
- У нас на занятиях иногда
используются компьютерные программы и разные элементы игр, - рассказала
Ольга Лещенко. - Это помогает привлечь внимание детей к занятию.
Главное - подходить к использованию таких программ разумно.
При этом
в детских садах, как и раньше, дети большую часть времени лепят,
рисуют, играют. Воспитатели говорят: главное, чтобы дома родители
уделяли своим чадам достаточно времени, а лучше – пошли бы с малышами в
специальные центры, которые дают незаменимую платформу для развития
ребенка.
Манка, лепка и танцы – лучшее развитие
В
Запорожье развивающих детских центров в каждом районе по десятку, и
все группы там заполнены под завязку. Несмотря на сложную ситуацию в
стране, родители стремятся развивать своих детей.
- У нас есть группы, где набор стартует с семи месяцев, если ребенок может сидеть, значит, и заниматься тоже, - рассказала "Индустриалке"
педагог в частном центре развития Ольга Малецкая. – Я занимаюсь с
такими маленькими детками уже пять лет и могу сказать, что занятия в
коллективе им идут на пользу. С первого взгляда может показаться, что мы
ничего особенного не делаем – перебираем гречку, рисуем по манке, поем
песенки или танцуем, но это и есть лучшее развитие!
Сегодня
известно так много методик раннего развития, что мамы могут и
самостоятельно заниматься со своими малышами. Можно купить развивающие
карточки или наполнить тазик пшеном и представить, что это песочница, а
можно купить пальчиковые краски и начать рисовать. Такой подход
значительно лучше, чем дать ребенку в руки планшет и заняться своими
делами.
Бывает, к нам приводят на занятия 2-3-летних малышей, которые
умеют пользоваться сложными для своего возраста приборами, но при этом
задание собрать пазл или построить дом из кубиков вызывает сложности. В
таком случае у ребенка нарушается развитие мелкой моторики и, как
следствие - развитие речи и письма. Все просто: хотите, чтобы ребенок
развивался – заберите из его рук взрослую игрушку.
Сегодня в арсенале
современной мамы немало детских игрушек, развивающих мелкую моторику
рук. К ним относят шнуровки, матрешки, кубики, пазлы, рамки-вкладыши,
сортировщики, специальные панели и разно-образные конструкторы.
Не можете ограничивать – учитесь договариваться!
Планшеты
и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека, а развитие
ребенка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на
конкретном занятии. Неумение сосредоточиться может стать одним из
важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой.
- Я считаю, что
ребенка нужно ограничивать в пользовании гаджетами именно для того,
чтобы у него зародился природный интерес к чтению, - поделилась директор
департамента образования и науки, молодежи и спорта городского совета
Раиса Чухрай. - А сегодня в школах уже видно, что детям это
неинтересно. Школьники в лучшем случае читают художественные
произведения в сокращенном виде.
Еще один момент – прогулки на
свежем воздухе. Ведь если ребенок с двух лет играет на планшете, то в
шесть он сядет за компьютер, и вы его никакими силами не вытянете с
этого места.
Поколение
Z (родившиеся в 1990-х и в 2000-х годах) появилось на свет с
компьютерной мышкой в руках, а поколение Альфа (родившиеся после
2010-го) - уже с планшетом
Я могу сказать, что
действительно сегодня это проблема и бороться с ней надо в первую
очередь родителям, а начинать надо, когда ребенок еще в пеленках.
Только ограждать нужно не детей, а себя - от желания дать ребенку эту
игрушку.
Если же момент утерян, на-
учитесь договариваться с
ребенком – какое-то время он с планшетом, а потом идет играть во двор.
Потому что если потеряете момент, ваш ребенок может перерасти в
закрытого подростка, который не будет готов встретиться с реальным
миром.
Не позволяйте ребенку манипулировать собой
Гаджетами
сегодня никого не удивишь, но хотелось бы, чтобы взрослые сами
пользовались ими в пределах разумного и тому же учили своих детей.
Замечательно, если во время просмотра развивающего мультфильма ребенок
будет с мамой, а после просмотра они обсудят, что увидели.
Как рассказала "Индустриалке"
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования
Запорожского областного института последип-ломного педагогического
образования Ольга Байер, главное - не упустить момент и не позволить
ребенку манипулировать родителями.
- Уже никого не удивляет картина,
когда мама едет с ребенком в транспорте и, чтобы отвлечь его или
успокоить, дает ему смартфон или планшет, - отметила Ольга Байер.- А
там игры, фотографии или мультики. И хорошо, если пользование гаджетами
на этом заканчивается, но зачастую такой спрос со стороны ребенка
рождает предложение со стороны родителей.
Получается,
если ребенок плачет или сердится - ему сразу предлагают планшет или
смартфон, стараясь его успокоить и не пытаясь понять, какой сигнал
подавал ребенок. В это время теряется взаимопонимание с ребенком. Так и
начинается процесс манипулирования родителями. И часто встречаются
случаи, когда ребенку уже лет пять, а родители так и не научились его
слушать, слышать и понимать.
По словам психолога, интерес ребенка в пользовании гаджетами понять просто – ему нравится "листать"
странички в планшете, яркие цвета, быстро сменяющаяся картинка не
могут не привлекать внимания. Частое использование гаджетов, заменяющее
непосредственное познание реального мира, способствует искажению картины
мира – ребенок видит его плоским.
Например, безобидный на первый
взгляд показ картинок с изображением предметов. Ребенок запоминает
зрительный образ предмета, может назвать его, но значительно важнее в
этом возрасте ребенку не просто показывать плоскую картинку, но и давать
реальное представление о предмете. То есть показали на картинке яблоко,
дайте потом ребенку его подержать, ощутить текстуру, запах, вес, объем,
вкус.
К слову, ни дети создателя компании "Microsoft" Билла Гейтса, ни сооснователя компании "Apple"
Стива Джобса не пользовались современными гаджетами бесконтрольно. Так
что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний настолько
осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, и нам
следует взять с них пример.
В ТЕМУ
Только если доктор прописал
-
В случае, когда дальнозоркость ребенка носит высокий характер, мы
рекомендуем нагружать глаза ребенка и пользоваться планшетами и
мобильными телефонами, - отметил врач-офтальмолог Анабтави Башар Бассам.
- Об ограничении по времени здесь речь не идет – пока ребенку это
интересно, пусть играет, потом он сам устанет и отложит игрушку. Таким
образом, глаза делают своеобразную гимнастику, и это в некоторой степени
даже полезно. Во всех остальных случаях гаджетами детям лучше не
пользоваться или ограничивать время таких игр.
Время пользования гаджетами
в 1-2 года – 15-20 минут в день,
в 3-5 лет – 30-50 минут в день
|