Древнее сердце Подолья
27 травня 2015 16:47
Переглядів: 349
Коментарів: 0
Надрукувати
Территория нашей страны всегда была центром борьбы многих завоевателей.
Одни хотели контролировать торговые пути, другие природные и трудовые
ресурсы этих мест, третьи – воплощать свои политические или религиозные
планы и реализовывать амбиции. Сегодня на многообразную и увлекательную
историю нашей страны я попытался посмотреть на примере сердца Подолья,
древнейшего города края Каменец-Подольского. Специалисты утверждают, что
это третий в Украине город по количеству архитектурных
памятников XI–XIX веков, в нем таких – 200 зданий и сооружений. Все они в
основном размещены в старом городе, который по своему плану похож на
торбочку, созданную течением реки Смотрич, а узелок на ее горлышке
охраняет старая крепость.
Но вернемся к историческим документам. Впервые о
Каменце на Подолье достоверно упоминается в литовских источниках 1374 года,
хотя есть неподтвержденные упоминания в русских летописях в 1196 году и в
армянских документах в 1062 году. Не исключено, что город основан на
тысячелетие раньше – римлянами в ходе войны с Дакией (101–107 годах), исходя из
местных природных возможностей.
А далее в разное время Каменец-Подольский
принадлежал Галицко-Волынскому княжеству, Литве, Польше, Турции и Российской
империи. Утверждают, что город имел названия – Клепидава, Петридава. В 1362 году Каменец был захвачен
литовским князем Ольгердом, с целью обретения влияния на русские земли. Осознав
преимущества географического положения города, литовцы начали укреплять город
каменными фортификационными сооружениями. С этого времени в городе закрепляются
три общины: русская по праву наследия, литовско-польская по праву силы и
армянская по праву строительства города. Каждая пользовалась своей культурой и
правом на самоуправление. Это дало возможность в 1374 году литовским князьям Кориатовичам,
основателям крепости и племянникам Ольгерда, провозгласить мегдебургское право.
С того времени город и становится центром Подолья, освободившись от налогов.
С 1393 года Каменец несколько раз переходил из
рук литовцев к полякам и наоборот, а в 1463 году провозглашается Королевским
городом Польши.
В течение веков город претерпел множество
разрушений и перестроек, благодаря чему обрел неповторимую архитектурную
эклектичность, которая, однако, является образцом единого исторического целого.
В его топонимике хранится память о присутствии семи культур: украинцев, поляков,
армян, русских, евреев, турок и литовцев.
Каменец-Подольский имел важнейшее геополитическое
значение на границе христианской и мусульманской культур, играл роль щита в
спасении Европы от монголо-татарских набегов.
Оборонительные укрепления в Каменец-Подольском
считаются прекрасным образцом лучших фортификаций Восточной Европы. Город-крепость,
стоящий на каменном плато с высокими уступами в петле реки Смотрич и мост,
который охраняет огромную оборонительную внешнюю цитадель с утесами, образуют
единый оборонительный комплекс, наводящий ужас на захватчиков более 500 лет.
За всю свою историю взять крепость в бою не
удалось ни одной армии, власть менялась лишь с помощью банального обмана и
военных диверсий.
В 1672 году Подолье было оккупировано, а город
подвергся длительной осаде и в результате подписания мирного договора был сдан
трехсоттысячному турецкому войску Османской империи и примкнувшим к ним казакам
гетмана Дорошенко, воевавшего против Речи Посполитой. Костелы и церкви в городе
были обращены в мечети, мальчики отобраны в янычары, а мирные жители частью
уничтожены или захвачены в рабство.
Такой союз вызывал негодование народа и
недовольство казаков левобережной Украины.
В то время турки в Каменце усовершенствовали
мост, соединяющий город с цитаделью – каменные подпорки арочного типа были
расширены и заложены полностью, и мост приобрел вид перешейка между плато. Он
по сей день действующий и проезд по нему платный.
Самая большая ценность Каменец-Подольского
это практически полностью сохранившийся исторический центр без вкраплений
архитектуры ХХ века. Конечно главная городская достопримечательность –
старинная крепость, первые постройки которой относятся к XI–XII векам, а
основные укрепления – к XVI–XVII векам.
Но продолжим знакомство с историей города, а это
уже 1682 год, когда Польша нарушила мирный договор с турками, вступившись за
Австрию. К этой коалиции против Османской империи постепенно присоединились
Венеция и Россия. Последующие годы армии османов терпели поражения по разным
фронтам. Поляки, завоевав земли Молдавии, смогли отрезать Каменец-Подольский от
османских территорий, и в 1699 году, после подписания Карловицкого мира, город
был спешно возвращен Речи Посполитой, но после второго раздела Польши, вместе
со всей Украиной он отошел к российской империи, как центр Подольского наместничества,
а потом и одноименной губернии.
Благодаря уникальному сочетанию истории,
архитектуры, градостроительства и ландшафта каньона реки Смотрич, «Старый
город» (Каменец-Подольский) объявлен государственным историко-архитектурным
заповедником.
Осматривая его нельзя не отметить Кафедральный
костел святых апостолов Петра и Павла и турецкий минарет рядом с ним, Францисканский
костел, городскую Ратушу, армянскую Николаевскую церковь и конечно
Крестовоздвиженскую церковь – единственный пример деревянного зодчества.
Сейчас в городе действуют два выставочных зала,
музеи этнографии, исторический, художественный, ботанический сад и много
прелестных антикварных лавок, которые придают ему европейский шарм. Не остался
город без внимания и со стороны кинематографистов, здесь были отсняты фильмы
«Щорс», «Комиссар», «Опасно для жизни!», «Папа», «Девять жизней Нестора Махно»,
«Тарас Бульба».
Национальный историко-архитектурный заповедник
«Каменец» включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в третью субботу мая,
включая и текущий год, горожане отметили – День города, где по традиции прошли
костюмированные представления.
Посещение Каменец-Подольского состоялось благодаря
помощи прекрасных людей, работающих на Волочиском машиностроительном заводе,
что исполнило мою давнюю мечту – увидеть этот город и познакомиться с его
памятниками. А еще я попытался понять, как именно Михаил Булгаков, за несколько
месяцев своего пребывания там, сумел ощутить дух древнего города. А затем понять
сходство «вечных» городов, таких как Иерусалим, Рим, Киев, Москва и Каменец-Подольский
и создать их собирательный образ с названием Ершалаим в своем романе «Мастер и
Маргарита».
Выезжая из «вечного» города я смотрел на церковь
Святого Георгия, покровителя и защитника Каменец-Подольского и его
многонациональных жителей, основных строителей истории этого города.
Владимир САЛЬНИКОВ
|