Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр Свистун: «Государство заинтересовано в эффективных громадах»

Александр Свистун: «Государство заинтересовано в эффективных громадах»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Александр Свистун: «Государство заинтересовано в эффективных громадах» На прошлой неделе состоялись сразу две сессии Запорожского обласного совета: 43-я и внеочередная 44-я. И если первая прошла более-менее нормально и относительно спокойно, то вторая так и осталась незакрытой. Депутаты так возбудились, обсуждая внедрение админреформы и методику формирования способных территориальных общин, что даже не смогли утвердить повестку дня. Так уж устроена человеческая природа, что все новое и неизведанное страшит. Но так ли плохи изменения, инициированные государством? Какие перспективы и возможности они открывают? Об этом и многом другом ПОЗИЦИЯ беседует с директором Запорожского офиса реформ Александром Свистуном.
 

– Вопрос об одобрении перспективного плана добровольного объединения территориальных громад, разработанного Вашим офисом, депутаты облсовета с треском провалили. Как Вы считаете, что стало камнем преткновения?

 

Исходя из того, что говорили депутаты, главной причиной было то, что мы и областная государственная администрация не предоставили экономического обоснования по тем громадам, которые были сформированы в рамках проекта перспективного плана. Это – первое. Второе, народные избранники посчитали, что план им навязывают сверху, нарушая принцип добровольности. Звучали именно такие аргументы. Хотя у меня на этот счет есть свои соображения. Мы объездили все районы, где проводили консультации и встречи. Колоссальное сопротивление, прежде всего, исходит от глав сельских и поселковых советов. Потому что многие из них воспринимают это как свое поражение. Они теряют ресурсы, лишаются полномочий и влияния на громады. Их очень смущает статус старосты, который предусмотрен в законе. Выходит, что во главу угла ставятся личные интересы.

 

– Каким должен быть минимальный размер громады, которая будет иметь право распоряжаться определенными средствами так, чтобы это было выгодно всем: как людям, так и государству?

 

 

– По всем рекомендациям, численность такой дееспособной, самостоятельной громады должна быть пять и более тысяч. Такова международная практика, которой доказано, что только такая община в перспективе может быть эффективной. Прежде всего, это связано с налогами, а это сейчас основа бюджета территориальных громад. Второе – это процентное соотношение средств, которые идут на содержание аппарата такой громады и той части бюджета, которая направляется на развитие. Согласно рекомендациям, 20% должно идти на содержание аппарата, 80% на конкретные проекты, связанные с развитием громады.

 

– До какого уровня должна дойти децентрализация? Села, поселка…

 

 

– На данный момент то, что мы имеем – это первый этап реформы. Он затрагивает базовый уровень – села, поселки… Следующий этап – укрупнение на уровне районов. И несколько слов по поводу административно-территориального устройства, которое предполагает концепция реформирования местного самоуправления. В перспективе у нас будет трехуровневая система. На областном уровне будет регион. На субрегиональном, районном – так называемый «повіт», и третий базовый уровень – территориальная громада. Их формированием в рамках перспективного плана мы сейчас и занимаемся.

 

– В Украине есть четкое территориальное деление – 26 областей и 490 районов. Сколько их станет в результате проведения реформы? Больше или меньше?

 

 

– Я могу точно сказать, что на данный момент у нас в стране есть около 12 тысяч территориальных громад разных уровней. Из них сельских, то есть базового уровня – 11 279. В результате реформы мы выйдем на цифру в полторы-две тысячи таких громад.

 

 

Касательно районов – сегодня их 490. После реформы планируется, что количество уменьшится до 120. Относительно регионов, вопрос остается открытым. По той информации, которой я обладаю, области останутся в своих границах и укрупнение их не коснется. Хотя, если снова обратиться к международному опыту, область должна иметь численность населения от 800 тысяч жителей до 3 миллионов. У нас далеко не все регионы соответствуют этим меркам.

 

– Как мы уже сказали, в настоящий момент минимальная базовая единица – это село. Вокруг чего в рамках реформы их предлагается объединять?

 

 

– Согласно закону об объединении территориальных громад и правительственной методике, определяется центр, который наиболее развит в плане финансовых ресурсов, инфраструктуры, кадрового и интеллектуального потенциала. Если же говорить о рекомендациях КМУ такими центрами являются, прежде всего, города областного и районного значения, исторически сложившиеся центры общин. Исходя из этого, мы и будем определять для себя существенную часть административных центров территориальной громады.

 

– Какие руководящие органы предусмотрены для новообразованных территориальных единиц, и как уже на новой основе будут избираться их представители в областной совет или Верховную Раду?

 

 

–Что касается избирательного права, на данный момент изменения в закон не внесены, есть только проект. Это будет следующим шагом. Если нам удастся сформировать и утвердить перспективный план, люди начнут объединяться. Вот тогда можно будет говорить о внесении изменений в избирательное законодательство. О том, как будут выглядеть органы местного самоуправления на уровне территориальной громады, скажу следующее. У них будет собственный местный совет. При каждом из них будет исполнительный комитет, депутаты будут избираться по тому же принципу, что и сейчас. Плюс ко всему – староста, который автоматически становится членом исполкома. Он будет представлять интересы той громады, где проживает, принимать непосредственное участие в процессе формирования бюджета. Районные администрации и районные советы на данном этапе остаются. Область сохраняет свой совет и администрацию. Последняя, правда, будет переформатирована. Останется пять-шесть человек, которые будут выполнять контролирующие и координационные функции.

 

– Какие налоги сейчас остаются на территориях? Как будут браться налоги на землю и недвижимость? Пока они взимаются с того, что находится в границе проживания. Может быть, стоит распространить действие налога на всю остальную сельскую территорию – леса, угодья и так далее?

 

 

– На самом деле, один из главных принципов этой реформы – ее повсеместность. Что имеется в виду? Если сейчас сельсовет имеет право распоряжаться земельными ресурсами только в пределах населенного пункта, то в результате реформы громада получит исключительное право распоряжаться и тем, что находится вне его пределов. За счет этого увеличивается база налогообложения. Что касается подоходного налога, тут я поддерживаю сторонников того чтобы в будущем его привязка была не к месту регистрации предприятия, а к месту проживания его собственника. Это мировая практика. Еще один очень важный момент. Сейчас подоходный налог формируется на уровне районов. В результате реформы все 60%, предусмотренных законом, будут поступать в бюджеты громад. Словом, стимулов, которые предлагаются, достаточно много.

 

 

В контексте бюджетной децентрализации, нельзя не вспомнить о бюджетном выравнивании. Если раньше доноры, превысив доходы, должны были прирост отдать в центр, то теперь 50% этих средств будут оставаться на местах. Таким шагом мы еще раз демонстрируем, что заинтересованы в эффективных громадах. Очень важно и то, что теперь люди получают право устанавливать ставки местных налогов самостоятельно. Эта норма касается налога на землю, недвижимость и т.д.

 

 

В целом на местах остается 50% подоходного налога, 25% экологического налога, 100% налога на недвижимость, 5% акцизного сбора на розничную продажу нефтепродуктов, алкоголя и табачных изделий.

 

 

В заключение скажу, если мы снова обратимся к мировому опыту, то увидим, что правительство делегировало на места один из самых внушительных финансовых инструментов. Нигде на такие уступки не шли, даже в Польше.

 

Олег ВАЛИК, фото автора

 

 

Источник Позиция