Реєстрація    Увійти
Авторизація

Этнос

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Этнос

Как историческое явление Украина появилась во второй половине XIX века, когда интеллигенция Харькова, Киева начала осмысливать – кто же этот народ, который издревле здесь живет? До этого, если почитать Тараса Шевченко, термин «Украина» существовал как обозначение чего-то сакрального, идеального. Но отсутствовали термины «украинец», «украинка». Хотя ранее попытки создания собственного государства были.


 

Как известно, великое восстание 1648 года под предводительством Богдана Хмельницкого привело к созданию на Левобережной Украине независимого социально-политического образования «Гетманщина». Но после смерти в 1657 году Богдана Хмельницкого его преемники оказались не на уровне требований времени. Вместо реализации своей исторической миссии в развитии украинского этноса они начали борьбу за личные интересы и личное обогащение. Около 80 лет их правления привели к напрасному стремлению что-то изменить в обществе, Впоследствии гетманская власть была уничтожена Российской империей. При этом украинский этнос не сделал ни одной попытки ее защитить.


С упразднением гетманов началось бурное развитие Украины. Положило этому начало образование Новой Сечи (1734–1774). Это были регулярные вооруженные силы, которые охраняли украинские земли от внешних врагов и, что особенно важно, создавали условия для продвижения на юг, колонизации и освоения новых земель. Там впоследствии началось бурное экономическое созидание, и южная часть Российской империи в XIX веке стала «житницей Европы».


В начале XX века многонациональное население Украины, почти единодушно пожелавшее назваться украинцами, было объединено новой революционной властью в единую республику. То есть была стерта тысячелетняя граница между «Степью» и «Лесом». Таким образом, украинцы получили богатое территориальное наследство. И снова на несколько десятилетий – период расцвета и созидания.

Когда в 1991 году рухнула «великая и неделимая» система, украинское население, выбрав путь независимости, оставалось при желании жить, как при социализме: платить за коммуналку только часть ее себестоимости и получать халявные дотации. Но время продиктовало свои правила…


Сегодня в Украине больше не порицается отсутствие экономического роста, денег в бюджете. Хотя деньги поступают постоянно. Их может быть мало, очень мало, но они есть всегда. И это деньги украинского народа, которому новое время продиктовало, как было сказано выше, свои жесткие правила: «плати, иначе отберут». Живут, как при социализме, только олигархи и бизнесмены. Это у них правило – никому ничего не платить. Например, платежи за газ, по официальной статистике, составляют 50% а по неофициальной – не более 20%. И это, наверняка, деньги населения. Самое интересное, что бизнес и олигархи за неплатежи не несут никакого наказания в принципе. Принято у нас так в Украине. Как и в XVIII веке украинский этнос не защитил гетманов, так и сегодня он не делает ни одной попытки защитить себя от мародерства государства.


Привычно украинцы приходят в больницы со своими лекарствами, едой и постельными принадлежностями. Хотя при этом уверены, что деньги на все это из бюджета выделяются. Но законопослушные налогоплательщики годами почему-то не выказывают ни малейшего возмущения по поводу вопиющей ситуации в здравоохранении. Все давно привыкли, что чиновники из бюджета воруют. Так повелось со времен последователей Богдана Хмельницкого. Было дело, что даже американскую военную помощь в виде сухпайков и бронеавтомобилей без стеснения выставляли на продажу.


Украинцы просто на генетическом уровне приучены не считать бюджет своим. Это очень хорошо понимает наш премьер-министр, вдалбливая населению, что кто-то где-то предоставил стране бюджетную помощь. Но только не отечественные налогоплательщики. Помните его заявление о необходимых Украине 35 млрд долл., чтобы жить, хотя бы как прежде, целый год? Когда страна разворовывается, а народ молчит, без внешних заимствований прожить невозможно. Но лавочка имеет свойство закрываться.


Сначала Украину дотировали через льготные тарифы на газ – уже не дотируют. Потом западная кредитная помощь, которая уже год как не поступает, ну разве что небольшая милостыня в виде нескольких миллиардов долларов (для Украины это вообще не деньги). Недавно наш посол в Канаде сетовал, что еще прошлым летом канадское правительство обещалась 200 миллионов предоставить, но «прокатило» Украину. Осталось брать у украинцев. Не зря же Арсений Яценюк на днях заявил, что коммунальные тарифы для населения весьма занижены. Это он с таким хитрым прицелом анонсировал грядущее подорожание.


И опять-таки, как несколько веков назад, украинский этнос вряд ли подумает каким-то образом изменить существующее положение вещей. Разве что кто-нибудь сбежит в другую страну, следуя зову диаспорян. А вот чтоб выбрать власть, которая бы не воровала и не брала взятки – это вряд ли. Нет, «Геть!» кричать мы умеем – выбирать власть не научены. И это явно определяющий признак нации, по которому виноваты все страны, которые не подают, не дотируют, – но только не сами украинцы со своим правительством.


Европейцы уже голову сломали в поисках причин бед наших. Даже на прошлой неделе обнародовали промежуточный отчет, где обвинили Украину в невыполнении взятых на себя обязательств по борьбе с расизмом. Дотошные эксперты из Европейской комиссии по противодействию расизму и нетерпимости рассмотрели в провозглашенных принципах национального возрождения украинцев элементы подавления всех иных национальностей и народностей. Мол, это является тормозом на пути созидания и реформ. Я вас умоляю! Ну, кричат там в Киеве «хайль», ну маршируют со свастикой, ну и что? Ну какой у нас национализм и фашизм, если куда ни плюнь – во властных или финансово-промышленных элитах – необязательно украинец, или меньше всего оный? А об иностранцах в правительстве просто процитирую с форума: «А не все ли равно, кто эту страну пустит ко дну?» На вопрос: «Так что же вы молчите?» – ответ: «А че мы сделаем, у нас никому ничего не надо, все только воруют – что старая власть, что новая»...


Итак, как мы понимаем, украинскому этносу, получается, на все наплевать в принципе и по определению – на власть, на олигархов, на коррупцию, на воровство бюджета. В общем, на все, что творится в нашем общем доме. Жаль, что только перелистывая Кобзарь, прочитаю о возрождении древней прекрасной и мистической Украины. На земле таковой пока не вижу.


К слову, в пострадавшем от позавчерашнего взрыва сумском офисе «Свобода» мистическим образом уцелел только портрет народного поэта Тараса Шевченко. Что это: символическое олицетворение неубиваемости украинского народа? Или Кобзарь просто с сожалением взирает на разорванный народ, которому в свое время он так верно служил…

 

 

 

 

 

 

 

Наталья ЕРМАКОВА