Взгляд
17 червня 2015 20:34
Переглядів: 371
Коментарів: 0
Надрукувати
На саммит Восточного партнерства в Риге вся украинская
делегация явилась в вышиванках. В национальный костюм нарядились также члены
украинского Кабмина, Нацбанка и депутаты Верховной Рады. Манера носить национальный
костюм там, где надо и там, где не надо, стала в Украине ширмой, за которой все
чаще прячут некомпетентность и популизм.
Во всем хороша мера. Эту
банальную истину у нас забывают. За неимением более эффективных методов
сплочения населения власть избрала самый дешевый – нарядить всех в один цвет и
один фасон. Маркер локальной национальной идентичности (народный костюм) у нас
пытаются выдать за масштабный и, главное, современный признак.
Вот что писал Фридрих Ницше
более ста лет назад: «Везде, где еще процветает невежество, грубость нравов и
суеверие, где торговля хромает, земледелие влачит жалкое существование, а
мистика могущественна, там встречаем мы и национальный костюм».
В отношении Украины все
совпадает на 100%. У нас правят бал и политическое невежество, и грубость
политических нравов, и политические суеверия, и хромая торговля, и забитое
сельское хозяйство, и мистика.
«Мужская одежда, сшитая по моде,
указывает в его обладателе, прежде всего на то, что он не хочет бросаться в
глаза ни как единица, ни как представитель известного сословия или народа, что
он даже преднамеренно подавляет в себе такого рода тщеславие; затем, что он
деловой человек, что ему некогда тратить времени на костюм и украшения, и что
всякая роскошь покроя мешала бы ему работать. Наконец, европейская одежда
подтверждает претензию на научную и вообще на умственную деятельность. Сквозь
сохранившиеся у некоторых народов национальные костюмы проглядывает еще
разбойничество, пастушество или солдатчина». Это опять Фридрих Ницше. И опять
он прав!
Повсеместное ношение
вышиванок – это тщеславная претензия на оригинальность. Мол, вот такие мы! Знай
наших! Це – ми! Это стремление выделиться внешними признаками (костюмом), а не
внутренними качествами (интеллектом, например). Так пустоголовые красавицы
наряжаются в модные яркие платья, чтобы скрыть за ними свою душевную и
умственную недалекость.
Народный костюм имеет
сокровенное – cакральное – значение. Когда его начинают массово таскать все
подряд и где угодно, он превращается в обесценившуюся тряпку. Брежнев и Хрущев
тоже носили украинскую вышиванку (кстати, она очень удобна и практична), но
никто из них не являлся пред очи западных дипломатов в этом наряде. У них
политического и иного вкуса было поболее.
Сложно представить
шотландских политиков в юбках на международной встрече. Польский президент не
явится на переговоры в алом кушаке и шапке-бирке. Президент Зимбабве не
приходит на дипломатические приемы в набедренной повязке. Испанцы не появляются
там в сомбреро. Украинским политикам осталось взять в руки вилы, и надеть
калоши в навозе, чтобы уж совсем надежно засвидетельствовать свою сельскость и
хуторянство.
Мы погрузились в вышиваночный
психоз. Вышиванку превратили в диагноз. Красивый украинский народный костюм
ассоциируется теперь с дикостью. Народный костюм должен быть предметом заботы
народа. Но он не должен заменять ему здравый смысл. Украинский национализм –
это сельский национализм. Это вышиванки вместо ракет и самолетов, это горилка и
вареники вместо танков и университетов, это гопак вместо науки, это бубен и
цимбалы вместо рояля и скрипки.
С роялями Украине совсем не
везет. Поставленный для повышения культурных вкусов граждан на одной из
киевских улиц инструмент был сломан буквально через несколько дней.
«Их лидеры, вчерашние батраки
у малорусских и польских магнатов считают, что государство – это село, что они
могут его построить, будто вскопать огород после пляшки горилки. Это признак
бахвальства и местечковой ограниченности, не видящий ничего дальше канавы
своего хутора». Это уже «Очерки русской смуты» Антона Деникина. И он прав так
же, как и Ницше, но у нас этого не понимают, потому что признанные философы и
боевые полководцы на хуторе не в почете.
Олег ЦВЕТКОВ
|