Реєстрація    Увійти
Авторизація

Взгляд

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Взгляд На саммит Восточного партнерства в Риге вся украинская делегация явилась в вышиванках. В национальный костюм нарядились также члены украинского Кабмина, Нацбанка и депутаты Верховной Рады. Манера носить национальный костюм там, где надо и там, где не надо, стала в Украине ширмой, за которой все чаще прячут некомпетентность и популизм.

 

Во всем хороша мера. Эту банальную истину у нас забывают. За неимением более эффективных методов сплочения населения власть избрала самый дешевый – нарядить всех в один цвет и один фасон. Маркер локальной национальной идентичности (народный костюм) у нас пытаются выдать за масштабный и, главное, современный признак.


Вот что писал Фридрих Ницше более ста лет назад: «Везде, где еще процветает невежество, грубость нравов и суеверие, где торговля хромает, земледелие влачит жалкое существование, а мистика могущественна, там встречаем мы и национальный костюм».


В отношении Украины все совпадает на 100%. У нас правят бал и политическое невежество, и грубость политических нравов, и политические суеверия, и хромая торговля, и забитое сельское хозяйство, и мистика.


«Мужская одежда, сшитая по моде, указывает в его обладателе, прежде всего на то, что он не хочет бросаться в глаза ни как единица, ни как представитель известного сословия или народа, что он даже преднамеренно подавляет в себе такого рода тщеславие; затем, что он деловой человек, что ему некогда тратить времени на костюм и украшения, и что всякая роскошь покроя мешала бы ему работать. Наконец, европейская одежда подтверждает претензию на научную и вообще на умственную деятельность. Сквозь сохранившиеся у некоторых народов национальные костюмы проглядывает еще разбойничество, пастушество или солдатчина». Это опять Фридрих Ницше. И опять он прав!


Повсеместное ношение вышиванок – это тщеславная претензия на оригинальность. Мол, вот такие мы! Знай наших! Це – ми! Это стремление выделиться внешними признаками (костюмом), а не внутренними качествами (интеллектом, например). Так пустоголовые красавицы наряжаются в модные яркие платья, чтобы скрыть за ними свою душевную и умственную недалекость.


Народный костюм имеет сокровенное – cакральное – значение. Когда его начинают массово таскать все подряд и где угодно, он превращается в обесценившуюся тряпку. Брежнев и Хрущев тоже носили украинскую вышиванку (кстати, она очень удобна и практична), но никто из них не являлся пред очи западных дипломатов в этом наряде. У них политического и иного вкуса было поболее.


Сложно представить шотландских политиков в юбках на международной встрече. Польский президент не явится на переговоры в алом кушаке и шапке-бирке. Президент Зимбабве не приходит на дипломатические приемы в набедренной повязке. Испанцы не появляются там в сомбреро. Украинским политикам осталось взять в руки вилы, и надеть калоши в навозе, чтобы уж совсем надежно засвидетельствовать свою сельскость и хуторянство.


Мы погрузились в вышиваночный психоз. Вышиванку превратили в диагноз. Красивый украинский народный костюм ассоциируется теперь с дикостью. Народный костюм должен быть предметом заботы народа. Но он не должен заменять ему здравый смысл. Украинский национализм – это сельский национализм. Это вышиванки вместо ракет и самолетов, это горилка и вареники вместо танков и университетов, это гопак вместо науки, это бубен и цимбалы вместо рояля и скрипки.


 С роялями Украине совсем не везет. Поставленный для повышения культурных вкусов граждан на одной из киевских улиц инструмент был сломан буквально через несколько дней.


 «Их лидеры, вчерашние батраки у малорусских и польских магнатов считают, что государство – это село, что они могут его построить, будто вскопать огород после пляшки горилки. Это признак бахвальства и местечковой ограниченности, не видящий ничего дальше канавы своего хутора». Это уже «Очерки русской смуты» Антона Деникина. И он прав так же, как и Ницше, но у нас этого не понимают, потому что признанные философы и боевые полководцы на хуторе не в почете.

 

 

Олег ЦВЕТКОВ