Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ощущение дежавю

Ощущение дежавю

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Ощущение дежавю

Наверное, многие в курсе, что в психологии существует термин «дежавю». Обычно им обозначают состояние, когда человек чувствует – когда-то он уже находился в такой ситуации в прошлом.


Когда на 58-й сессии горсовета депутаты большинством голосов поддержали обращение к президенту и Верховной Раде Украины с просьбой принять закон, гарантирующий экоспецстатус для нашего города, у многих запорожцев, думается, наступило это самое дежавю. А в сознании всплыл образ экс-мэра Евгения Карташова.


Именно он в далеком 2003 году первым затронул эту тему. Правда тогда этот тезис, бывший главной «фишкой» избирательной кампании Карташова, так и не нашел свого реального воплощения. Сегодня старую идею вновь извлекли из нафталина. Только теперь она обрела совершенно реальные черты законодательной инициативы.


Чем руководствовались авторы проекта закона «О специальном правовом режиме применения норм законодательства Украины в социально-экономической, бюджетной и других отраслях на территориях с осложненной экологической ситуацией», а также те, кто митинговал за его одобрение под стенами мэрии, сказать сложно. Но хочется надеяться, что не меркантильными интересами, приобретающими особую актуальность накануне местных выборов.


Необходимость принятия такого закона особо лоббирующие его депутаты объясняют ухудшением экологической ситуации в регионе, в виду наличия большого количества промышленных объектов. Согласно инициативе, Запорожье должно получить действенные административные рычаги для улучшения состояния как социальной, так и экономической сферы, решения насущных проблем жителей региона – компенсационные надбавки к пенсиям, зарплатам, стипендиям. Кроме этого предусмотрена реализация крупных медицинских и просветительских программ, направленных на борьбу с онкологическими заболеваниями, обеспечение городских больниц необходимым оборудованием.


И все вроде бы прекрасно, но уж чрезмерно идеально. В душу поневоле стали закрадываться сомнения. Оказалось, что они – отнюдь не беспочвенны. Мы подробно ознакомились с законопроектом, и пришли к выводу, что многие его пункты в нынешних реалиях трудновыполнимы, а некоторые – невыполнимы вовсе.


Откровенно говоря, вероятность того, что Верховная Рада примет предложенный запорожцами закон – близится к нулю. Если же это произойдет, создастся крайне нежелательный для власти прецедент – на статус экологически неблагополучной территории, кроме Запорожской области, имеет полное право претендовать, например Криворожье. А казна пуста, и в стране идут военные действия…


Надежда запорожских депутатов на то, что данный документ может обрести силу в рамках административно-территориальной реформы и начавшихся процессов децентрализации – невелика. Так как по этому поводу существуют четкие рекомендации Кабмина и строго определенные ставки налогов и сборов, которые сегодня остаются на местах. Очень сомнительно, что кто-то вдруг станет перекраивать уже наработанную концепцию. Притом, что и она, говоря по совести, реализуется с большим скрипом.


Приведем несколько примеров.


В ст.8 данного законопроекта регламентируется порядок обязательного перераспределения средств на территории, имеющей экоспецстатус. Здесь мы читаем, что 80% от общей суммы экологического налога, которую вносят плательщики, будет оставаться в местных бюджетах. За счет этих денег планируется финансировать исключительно целевые проекты экологической модернизации предприятий и другие мероприятия, направленные на охрану природы и здоровья граждан, а также обеспечение социальных гарантий.


Только сразу возникает вполне логичный вопрос – кто разрешит реализовать эту норму и главное, каким образом, если правительство и так постоянно повторяет будто мантру, что денег нет, и не предвидится, а астрономические цены на коммуналку, оказывается, очень занижены. Притом, что и в масштабах Украины пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее, не индексируются. Утопия, да и только! Не лучшим образом обстоят дела и с предложениями по другим налогам… Движемся дальше. При нынешней жизни, когда государство в открытую занимается пенсионным щипачеством, не выдерживает никакой критики и тезис о том, что на территории, имеющей спецстатус, пенсии не облагаются налогом. Тут и вовсе без слов. Весьма неубедительным, или скорее несвоевременным, выглядит намерение создавать муниципальные формирования по охране общественного порядка. Да, они нужны. Но содержать их можно лишь достигнув экономической стабильности. И даже в таких условиях подобную роскошь могут себе позволить только крупные города, такие как Киев, Харьков, Днепропетровск. Но не Запорожье. Ну и напоследок, для примера правка из числа тех, которые предлагается внести в законы. В данном случае в закон «О Кабинете министров Украины». Читаем следующее: «Кабинет министров Украины не имеет права вносить постановления и распоряжения, которые касаются особого правового режима административно-территориальной единицы, которая признана территорией с экологическим специальным статусом… без предварительного согласования проектов этих постановлений и распоряжений с соответствующим областным советом или Верховной Радой».


Насчет высшего законодательного органа страны все понятно, но где это видано, чтобы облсовет пусть даже крупного промышленного региона со спецстатусом имел право указывать правительству, что ему делать?

 

И все же – вдруг на народных избранников, заседающих под куполом, снизойдет озарение, и они, невзирая ни на что, в одночасье решат облагодетельствовать хотя бы часть своих сограждан.

 

Ведь надежда умирает последней…

 

 

 

 

 

 

 

Владимир БУТ