Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Все идет по «плану»

Все идет по «плану»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Все идет по «плану»

Осень для Украины всегда была благодатной порой: собирался урожай, которым до отказа наполнялись закрома Родины, и даже оставалось на реализацию. Только на этот раз данное время года нам совсем не в радость. С приближением золотой поры тучей сгущается время возврата долгов, из которых самый крупный – $3 млрд Российской Федерации. Что самое неприятное, соседи на реструктуризацию не согласны, как и остальные кредиторы, и желают в ранее оговоренный ненастный день вернуть свои деньги обратно.


Поскольку возвращать долги не входит в украинские планы, было разработано три плана: «А» – получить от РФ компенсацию за Крым в 50 млрд долл. (по версии Наталии Яресько), а затем поменять на списание долга, «Б» – продать Одесский припортовый завод и другие остатки рентабельной госсобственности, ну и, естественно, «В» – объявить дефолт. Если план «А» – дело отдаленной и весьма призрачной перспективы, то план «Б» начал реализовываться с прошлой недели.


Фонд госимущества выказал намерения выручить порядка $500 млн за 99,7% акций Одесского припортового завода, продажа которого будет проведена до конца 2015 года. Эксперты уже заявили о том, что реализация ОПЗ будет проходить «по схеме» продажи «Криворожстали». Напомним, продажа металлургического комбината «Криворожсталь» в 2005 году дала украинскому бюджету невиданный доход – 4,8 млрд долл., или 24 млрд 200 млн грн – за 53 минуты аукциона.


Сегодня ОПЗ – одно из крупнейших предприятий химической отрасли Украины с ежегодной выручкой около 5 млрд грн – выставляют на торги за пакет 99,7% акций по цене в более чем 40 раз дешевле «Криворожстали». Проще говоря, огромную территорию стратегического назначения с капитальными строениями и техникой, в том числе немецкого автопрома, до конца 2015 года «сбагрят» по цене среднего торгового центра.


Заглядывая в день вчерашний, а точнее – в начало 2015 года, отметим, что приватизация морских портов была записана отдельным пунктом в коалиционном соглашении по инициативе представителей БПП. Сказать конкретно, кому именно захотелось стать хозяином портов, можно будет после того, как игроки заявят о себе на приватизационном старте. Но очевидно, что для страны, которая живет на средства от экспорта зерновых, торговли металлом и сырьем, контроль за морскими воротами – это стратегически выгодная позиция во всех отношениях.


Следующими, по информации главы Фонда госимущества Игоря Билоуса, выставят «Центрэнерго» и ряд пакетов акциз в «Облэнерго». Можно только догадываться о масштабах невиданной щедрости ожидаемых аукционов.


К слову, Кабинет министров Украины в конце мая утвердил перечень (читай – список к торгам) из 50 предприятий государственного сектора экономики, которые имеют наибольшие по размеру активы по состоянию на 31 декабря 2014 года. Туда, в частности, вошли: НАЭК «Энергоатом», НАК «Нафтогаз Украины», Юго-Западная, Южная, Приднепровская, Львовская и Одесская железные дороги, Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, Укргидроэнерго, Администрация морских портов Украины, Чернобыльская АЭС, НЭК «Укрэнерго», международный аэропорт «Борисполь», Национальный спортивный комплекс «Олимпийский», ГП «Антонов», «Укрпочта», «Харьковоблэнерго», Мариупольский, Ильичевский, Одесский, «Южный» морские торговые порты, Запорожский титано-магниевый комбинат, ХГАПП, Дарницкий вагоноремонтный завод, «Запорожьеоблэнерго», «Укрспирт» и другие.


Скоро мы получим невиданные в мире монопольные структуры, которые захватят причалы, складские помещения, перегрузочные механизмы, терминалы и так далее и станут выдаивать клиентов/потребителей по полной программе. Итак, кто на очереди?


Однако стоит поспешить с продажами упомянутых градообразующих объектов, потому что по графику следует дефолт, он же план «В» – и тот же ОПЗ, как, впрочем, и остальные предприятия, могут запросто отобрать за долги (пока они в государственной собственности).


Подгоняют правительство и западные партнеры, движимые какой-то просто маниакальной страстью к украинской приватизации. Общее мнение озвучил известный словацкий политик и экономист, советник правительства Украины Иван Миклош: «Украине необходимо ускорить приватизацию, нопока уних (украинцев) сэтим мало что получается. В стране существует 3300 государственных предприятий, которые являются источником коррупции ипримером неэффективного управления». А что нужно делать с источником коррупции? Правильно, продавать, так как большинство украинцев уже свыклись с мыслью, что бороться с ней способны исключительно европейцы, ну, в крайнем случае, грузины. Если же вдруг пустить с молотка остатки страны не получится, на Западе особо не расстроятся. Долги у нас большие, почему бы ОПЗ в придачу с еще десятком аналогичных предприятий действительно не стать предметом залога? И тогда мы, как говорится, квиты...

 

 

 

 

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО