Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Преступление без наказания

Преступление без наказания

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Преступление без наказанияУ нас чуть-ли не ежедневно кого-то задерживают – и не обычных людей, а довольно таки важных должностных лиц. Новости об этом вспыхивают на страницах СМИ, затухают и с появлением нового дела – опять «зажигаются». Внимание сосредотачивают, как правило, на коррупционерах. 


Несколько месяцев назад страна с изумлением лицезрела, как руководителя Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского, за осуществление коррупционных схем при закупке горюче-смазочных материалов для ГосЧС у компаний «Юкойл» и «Альянс», заковали в наручники прямо на заседании Кабмина и на глазах у Арсения Яценюка арестовали. Потом он внес залог в сумме почти 1,2 млн грн. и ушел от правосудия.


Запомнился скандал вокруг судьи Апелляционного суда г. Киева Антона Чернушенко. Уведомление о подозрении ему было вручено на основании обысков в Апелляционном суде Киева, которые длились три дня – с 19 по 21 июня. У главы Апелляционного суда нашли 6,5 тысяч долларов, 26 тысяч гривен, ключи от четырех элитных автомобилей и талоны на 14 тонн бензина. Также были проведены обыски в его домах, где обнаружили оружие и секретные документы. Получив уведомление в подозрении, подозреваемый судья оформил отпуск и просто вылетел за границу, пользуясь медлительностью и бюрократией, царящими в украинских правоохранительных органах, особенно в части наказания людей при власти. Покинуть страну ему удалось, поскольку задержать его на границе или в аэропорту не было никаких оснований, так как в пограничной системе «Гарт» еще не была выставлена информация о разрешении на задержание. На данный момент ГПУ готовит документы по объявлению его в международный розыск. Ничего, вернется и, несомненно, откупится – по примеру следующего своего «коллеги».


Недавно, 5 июля, в кабинетах первого замглавы следственного управления Генпрокуратуры Владимира Шапакина и заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца в ходе обыска были изъяты 39 пакетов с бриллиантами и другие ювелирные изделия, 400 тысяч долларов наличными и автомат Калашникова. Данным лицам было объявлено о подозрении в вымогательстве взятки в особо крупных размерах. Операция проводилась под руководством заместителя Генпрокурора Давида Сакварелидзе и председателя СБУ Василия Грицака. Однако действующий в стране УПК позволяет подозреваемым внести залог и впоследствии скрыться. И действительно, под залог в 3,2 млн грн 9 июля вышел из СИЗО Владимир Шапакин.


Вряд ли сядет в тюрьму и другой фигурант коррупционного разоблачения, особенно в свете бегства всех высокопоставленных судебных работников и политиков за последний месяц. Именно для таких был писан УПК. Согласно нормам кодекса, залог определяется с учетом обстоятельств уголовного правонарушения, материального положения обвиняемого, других данных его личности и обстоятельств дела. Размер залога должен в достаточной степени гарантировать выполнение подозреваемым взятых на себя обязательств, и не может быть заведомо непомерным для него. Определение меры пресечения в виде выхода под залог – популярная практика в Украине в последнее время. Предлагаем небольшую подборку того, какую сумму, кому и за какие «заслуги» суд определил залог по резонансным делам с начала нынешнего года.


Начнем с самого «заслуженного»… При получении взятки 27 июля 2013 года был задержан бывший ректор Ирпенской Налоговой академии Петр Мельник. Печерский райсуд Киева 1 августа избрал для экс-ректора меру пресечения в виде содержания под домашним арестом, в том числе, учитывая проблемы со здоровьем подозреваемого. Но уже через неделю – в ночь на 9 августа – Мельник снял отслеживающий перемещения электронный браслет и скрылся. 14 августа был объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Задержать его удалось только 1 апреля 2014 года и не за границей, а в Киеве, куда он прилетел из Лондона. После допроса в МВД его направили в изолятор временного содержания. Позже Печерский райсуд Киева избрал для Петра Мельника меру пресечения в виде залога в размере почти 23 млн грн, но Апелляционный суд Киева снизил размер откупных до 609 тыс. В мае 2015 года Мельник внес искомые деньги и вышел на свободу. А 8 июля Ирпенский городской суд «под шумок» арестов коррупционеров в ГПУ снял с задержанного «на горячем» ректора все обвинения, но прокуратура обещает подать апелляцию.


35 тыс. грн. залога внес мэр города Татарбунары Одесской области Виктор Швец – вымогательство 16 тыс. грн взятки за выделение 1,2 сотки земли под аренду МАФа.

24,360 грн внес мэр Запорожья Александр Син, грубо нарушивший трудовое законодательство: продлил контракты с 19-ю руководителями коммунальных медучреждений на три месяца, тогда как предусмотрены трудовые договоры на 3–5 лет.

97 тысяч гривен за уход от правосудия внес Владимир Каминский, заммэра Тернополя. Был задержан за взятку в 200 тыс. грн, а при обыске найдено еще 135 тысяч.


Ректор Львовской финансовой академии Петр Буряк был задержан на взятке в 2 тыс. долл. При обыске были найдены 2 млн гривен и 5 кг золота. Залог в сумме 97,5 тыс. грн был внесен.


Начальник управления тыла Нацгвардии Святослав Манжура был застигнут при получении взятки в 230 тысяч гривен за проведенный тендер по закупке тушенки для бойцов Нацгварди. Внес залог 240 тыс. грн.


Народный депутат, экс-комбат «Айдара» Сергей Мельничук, обвиняемый за бандитизм, а также ряде других преступлений, в совокупности «тянущими» на пожизненное, внес залог в 365 тыс. грн.


Экс-начальник ГАИ Полтавской области Петр Блаживский, обвиняемый за получение и вымогательство взяток в особо крупных размерах (во время задержания у него дома нашли более 900 тыс. грн, 20 тыс. долл. и 6 тыс. евро. При себе в портфеле держал 18 тыс. долл.), откупился 10-ю млн грн.


Зачем заниматься поисками доказательств, апеллировать к суду? Залог внес – и живи спокойно. Вот такие кадровые возможности открылись после Революции достоинства, когда многие герои прямо с Майдана пошли в органы власти,разные службы и правоохранительные органы. Понятно, почему союзникибоятся давать нам новейшее оружие, мало ли, а вдруг продадут противнику, особенно если учитывать, что шеф мукачевских контрабандистов заседает в парламентском комитете по борьбе с коррупцией Верховной Рады.

 

 Наталья ЕЛИСЕЕВА