Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Без срока. Давности ли?..

Без срока. Давности ли?..

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Без срока. Давности ли?.. 28 июля этого года исполнилось 5 лет с того момента, как взрыв самодельной бомбы разрушил Свято-Покровский храм на Малом рынке Запорожья, убив при этом пожилую монахиню.

2 апреля 2013 года суд Жовтневого района приговорил к длительным срокам лишения свободы трех молодых людей, обвиненных в совершении данного преступления. В октябре апелляционная инстанция слегка скостила каждому из них срок, однако сам приговор оставила в силе, так что уже в декабре хлопцы отправились из Запорожского СИЗО на зону. В марте 2014 года, вскоре после свержения Януковича, Верховная Рада распорядилась выпустить Сергея Демина, Антона Харитонова и Евгения Федорченко на свободу, приравняв их к политзаключенным.

 

Но это – юридически сомнительный вердикт, так как к борьбе против прежнего режима ребята никакого отношения не имели. Поэтому Высший специализированный суд отправил пресловутое «дело пономарей» на повторное рассмотрение в Жовтневый суд, откуда оно в силу маловразумительных причин передано в суд Коммунарского района Запорожья.

 

Его первое заседание, имевшее место 26 июня этого года, можно считать ознакомительно-предварительным. Фигуранты, адвокаты и общественность получили первое представление о судье Эдуарде Стоматове и прокуроре Максиме Воронцове, который поддерживает государственное обвинение. Юридический казус, тянущий на защиту докторской диссертации: все трое как бы «террористов» налицо, но они не в «клетке», а на скамейках для публики. В связи с чем адвокат Алла Подколзина тут же потребовала прекратить называть ребят «подсудимыми», «обвиняемыми» и т.п. Прекратят ли – пока неизвестно, так как второе заседание по «делу пономарей», назначенное на 23 июля, в последний момент перенесли на конец августа.

 

Перед Стоматовым стоит довольно сложная задача. Если Эдуард Григорьевич пойдет по пути своих коллег Владимира Минасова и Виктории Васецкой, которые почти всегда и во всем соглашались с выводами предварительного следствия и позицией гособвинения, то дело должно, по идее, закончиться повторным водворением Демина, Харитонова и Федорченко за решетку. С учетом общественных настроений сие едва ли реально. Если же суд критически оценит доводы следствия и прокуратуры, если он, как и положено, истолкует очевидные недочеты доказательной базы в пользу обвиняемых, если судья примет во внимание альтернативный взгляд на события, неоднократно высказанный адвокатами и представителями СМИ, то в таком случае придется искать ответ на вопрос, кто на самом деле является организатором данного преступления, кто именно занес взрывное устройство в Покровский храм и почему парни оговорили самих себя.

 

Не факт, что теперь в этом резонансном уголовном деле удастся расставить все точки над «i», даже если новый состав суда поведет себя профессионально. Почему так? Да потому, что подкрепить альтернативные объяснения мотивов и обстоятельств совершения данного злодеяния уже нечем: криминалистические экспертизы в отношении ряда лиц, которые проходят в «деле пономарей» в качестве свидетелей обвинения (а то и пострадавших), надо было проводить по горячим следам. Имеется в виду прежде всего установление факта наличия (или отсутствия) микрокомпонентов взрывчатой смеси на одежде и обуви лиц, поведение которых незадолго до и вскоре после взрыва до сих пор вызывает недоумение. И это при том, что как раз труднообъяснимые, алогичные на первый взгляд странности в их поведении должны были бы привлечь пристальное внимание органов предварительного следствия. Однако не привлекли. Стало быть, не проведены обыски по месту жительства этих граждан. Их даже не допросили как положено в ходе открытого процесса. Опять же, по какой такой скрытой от посторонних глаз причине? То же самое касается некоторых показаний данных лиц в ходе судебных заседаний.


И это очень плохо. Если бы выяснилось, что кое-кто из свидетелей (а может быть, и потерпевших) на самом деле причастен к заносу «адской машинки» в церковь на Малом рынке, то через них легко вышли бы на организаторов и заказчиков теракта. Теперь же самые правдоподобные версии ЧП просто повисают в воздухе, оставаясь в статусе гипотезы, предположения. Наверняка тут можно высказать только два мнения. Первое: самодельное взрывное устройство с часовым замедлением подложили под скамью возле исповедальни незадолго до начала вечерней службы (а не за 6 часов до него, как уверяет предварительное следствие), иначе немаленькая сумка с СВУ бросилась бы в глаза служителям и прихожанам храма. Исходя из этого факта и следует искать того или тех, кто в принципе мог бы осуществить теракт. 


И второе: доказать применение к Демину, Харитонову и Федорченко недозволенных методов ведения следствия (проще говоря, пыток или угрозы пыток), вследствие чего все трое, по их собственным словам, согласились взять на себя вину за чужие грехи, будет чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Разве что сами сотрудники милиции, на которых указывают пальцем фигуранты «дела пономарей», сочтут нужным признаться в том, что таки да, нарушили закон. Но это маловероятно. Гораздо вероятнее, что ребят официально оправдают за отсутствием доказательств их вины. Привлекут ли к ответственности судей и народных заседателей Жовтневого суда Запорожья, которые не только «намотали» им максимальные тюремные сроки, но и два с половиной года демонстративно измывались над парнями и их родственниками в ходе скандального процесса, покажет ближайшее время.      

 

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ