Призывая варягов
23 вересня 2015 15:51
Переглядів: 400
Коментарів: 0
Надрукувати
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», – этим словам, если
верить летописям и историкам, уже более тысячи лет. Так или почти так, согласно
легенде, группа славянских и финских племен обратилась к варягам с просьбой
прийти и править над собою. Прошла тысяча лет – но «на Руси» поводов и причин
«призывать варягов» меньшене стало.
Несколько дней назад министр финансов Украины Наталия Яресько взяла к себе
в советники американского экономиста Артура Лаффера. Ранее советниками украинского
министра финансов стали экс-министр финансов Словакии Иван Миклош, бывший
советник двух британских премьеров Крис Уейлс и член экспертного совета МВФ
Роберт Конрад. В то же время ее штатными заместителями являются сплошь
украинцы, хотя некоторые – и с иностранным образованием. Сама Яресько, хоть и
этническая украинка, но все же, как известно, уроженка США. Одновременно с ней
в 2014 году в украинскую власть пришли многие иностранцы – из Литвы, Грузии,
тех же США. Количество «легионеров» постепенно увеличивается. Выходит, снова
фактически «призывали варягов»: придите и правьте?
Чужой среди своих
Толерантность украинского народа к «импортным» управленцам объяснить
несложно. С одной стороны, «свои»: действующие госслужащие, чиновники прошлой и
позапрошлой власти – зарекомендовали себя как крайне неэффективные менеджеры. Можно
их сколько угодно сравнивать друг с другом. Но сравнение с тем, «как должно
быть», выдержат, наверное, только единицы. В этих условиях дать шанс иностранцам
совсем не выглядит плохой идеей. Тем более что у них «по умолчанию» есть масса
положительных сторон: слабые связис местными кланами, сильные позиции в мире, умение держаться на публике…
(И это даже притом, что отличные менеджеры, профессионалы с современными
знаниями и взглядами, патриоты есть на украинской, в т.ч. и на запорожской
земле в избытке – в промышленности, IT-сфере, малом бизнесе. Почему их не «призывают» на службу
государству – загадка и, в общем-то, тема для другого, более предметного
разговора).
С другой стороны, часть населения – хоть и небольшая – отлично понимает: назначения
как минимум нескольких иностранцев в украинскую власть были согласованы на
Западе, а то и напрямую были рекомендованы оттуда – с конкретными фамилиями и
должностями.
Никаких теорий заговора, масонов и происков «мирового правительства».
Просто когда вы даете в долг, вы заинтересованы в контроле за расходом средств.
А если вы даете миллиарды долларов стране, ведущей войну, то вы будете
заинтересованы в максимальном контроле – вплоть до ручного управления «объектом
кредитования». Отсюда – и новые варяги.
Экспорт реформ
А что если мы на время забудем о своих «ущемленных патриотических чувствах»
и взглянем на проблему шире? Чем принципиально иностранные чиновники хуже своих
собственных? Не читали Пушкина и Шевченко? Не патриоты нашей страны? Дорого
обходятся? Заметили, что все это более применимо как раз к нашим госслужащим?
Иностранный тренер может успешно руководить нашей командой и даже сборной;
иностранец может развивать украинский завод… но управлять министерством или
администрацией не может? Тем более если мы говорим о том, что государство
должно быть не столько управленцем, сколько арбитром и контролером!
В конце концов, все меняется: принципы промышленного производства, ведения
войн, политической жизни… Почемуне государственного управления? Разве в мире не может быть нескольких интернациональных
«команд оперативного чиновничьего реагирования»? Которые в ограниченное время
на ограниченной территории могли бы если не выстроить Утопию, то сдвинуть с мертвой точки
реформы, перетряхнуть кадры, задать новые векторы движения.
Речь не только о «демократизаторах» из США или Европы. Есть чем поделиться
восточноазиатским реформаторам. Интересен опыт ближневосточных государственных
деятелей, превращающих пустыни (в прямом смысле этого слова), бывшие сырьевыми
придатками мира, в туристические центры. Интересные проекты реализуются и на
постсоветском пространстве: полная компьютеризация власти в Эстонии, «теплицы»
для IT-сферы
в Беларуси…
Каков удел всех этих талантливых управленцев после проведения реформ или
после проигрыша на выборах в своей стране? Выступать на форумах, писать книги?
При этом обладая энергией и знаниями для продолжения своей практической
деятельности – пусть даже в других странах и на ограниченный срок.
Запорожская область – если не считать месяц губернаторства Валентина
Резниченко – смогла обойтись в последние годы без «парашютистов» как из-за
границы, так и из других регионов: с запорожскими губернаторами, мэром,
прокурором… Но вряд ли можно сказать, что мы, запорожцы, особенно довольны
чем-то, кроме географического происхождения этой команды.
Аналогичные мысли возникают при взгляде на возможных кандидатов в мэры –
тоже стопроцентно запорожских. И приезд на бульвар Шевченко или площадь
Фестивальную какого-нибудь «гастролера» уже не кажется чем-то невозможным.
|