Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Призывая варягов

Призывая варягов

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Призывая варягов «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», – этим словам, если верить летописям и историкам, уже более тысячи лет. Так или почти так, согласно легенде, группа славянских и финских племен обратилась к варягам с просьбой прийти и править над собою. Прошла тысяча лет – но «на Руси» поводов и причин «призывать варягов» меньшене стало.
 

Несколько дней назад министр финансов Украины Наталия Яресько взяла к себе в советники американского экономиста Артура Лаффера. Ранее советниками украинского министра финансов стали экс-министр финансов Словакии Иван Миклош, бывший советник двух британских премьеров Крис Уейлс и член экспертного совета МВФ Роберт Конрад. В то же время ее штатными заместителями являются сплошь украинцы, хотя некоторые – и с иностранным образованием. Сама Яресько, хоть и этническая украинка, но все же, как известно, уроженка США. Одновременно с ней в 2014 году в украинскую власть пришли многие иностранцы – из Литвы, Грузии, тех же США. Количество «легионеров» постепенно увеличивается. Выходит, снова фактически «призывали варягов»: придите и правьте?

 

Чужой среди своих

 

Толерантность украинского народа к «импортным» управленцам объяснить несложно. С одной стороны, «свои»: действующие госслужащие, чиновники прошлой и позапрошлой власти – зарекомендовали себя как крайне неэффективные менеджеры. Можно их сколько угодно сравнивать друг с другом. Но сравнение с тем, «как должно быть», выдержат, наверное, только единицы. В этих условиях дать шанс иностранцам совсем не выглядит плохой идеей. Тем более что у них «по умолчанию» есть масса положительных сторон: слабые связис местными кланами, сильные позиции в мире, умение держаться на публике…

 

(И это даже притом, что отличные менеджеры, профессионалы с современными знаниями и взглядами, патриоты есть на украинской, в т.ч. и на запорожской земле в избытке – в промышленности, IT-сфере, малом бизнесе. Почему их не «призывают» на службу государству – загадка и, в общем-то, тема для другого, более предметного разговора).

 

С другой стороны, часть населения – хоть и небольшая – отлично понимает: назначения как минимум нескольких иностранцев в украинскую власть были согласованы на Западе, а то и напрямую были рекомендованы оттуда – с конкретными фамилиями и должностями.

 

Никаких теорий заговора, масонов и происков «мирового правительства». Просто когда вы даете в долг, вы заинтересованы в контроле за расходом средств. А если вы даете миллиарды долларов стране, ведущей войну, то вы будете заинтересованы в максимальном контроле – вплоть до ручного управления «объектом кредитования». Отсюда – и новые варяги.

 

Экспорт реформ

 

А что если мы на время забудем о своих «ущемленных патриотических чувствах» и взглянем на проблему шире? Чем принципиально иностранные чиновники хуже своих собственных? Не читали Пушкина и Шевченко? Не патриоты нашей страны? Дорого обходятся? Заметили, что все это более применимо как раз к нашим госслужащим?

 

Иностранный тренер может успешно руководить нашей командой и даже сборной; иностранец может развивать украинский завод… но управлять министерством или администрацией не может? Тем более если мы говорим о том, что государство должно быть не столько управленцем, сколько арбитром и контролером!

 

В конце концов, все меняется: принципы промышленного производства, ведения войн, политической жизни… Почемуне государственного управления? Разве в мире не может быть нескольких интернациональных «команд оперативного чиновничьего реагирования»? Которые в ограниченное время на ограниченной территории могли бы если не выстроить Утопию, то сдвинуть с мертвой точки реформы, перетряхнуть кадры, задать новые векторы движения.

 

Речь не только о «демократизаторах» из США или Европы. Есть чем поделиться восточноазиатским реформаторам. Интересен опыт ближневосточных государственных деятелей, превращающих пустыни (в прямом смысле этого слова), бывшие сырьевыми придатками мира, в туристические центры. Интересные проекты реализуются и на постсоветском пространстве: полная компьютеризация власти в Эстонии, «теплицы» для IT-сферы в Беларуси…

 

Каков удел всех этих талантливых управленцев после проведения реформ или после проигрыша на выборах в своей стране? Выступать на форумах, писать книги? При этом обладая энергией и знаниями для продолжения своей практической деятельности – пусть даже в других странах и на ограниченный срок.

 

 

Запорожская область – если не считать месяц губернаторства Валентина Резниченко – смогла обойтись в последние годы без «парашютистов» как из-за границы, так и из других регионов: с запорожскими губернаторами, мэром, прокурором… Но вряд ли можно сказать, что мы, запорожцы, особенно довольны чем-то, кроме географического происхождения этой команды.

 

Аналогичные мысли возникают при взгляде на возможных кандидатов в мэры – тоже стопроцентно запорожских. И приезд на бульвар Шевченко или площадь Фестивальную какого-нибудь «гастролера» уже не кажется чем-то невозможным.