Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кто заплатит?

Кто заплатит?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Кто заплатит?В сентябре 2015 года на суд украинцев были представлены два основных варианта грядущей налоговой реформы – которую обещали друг другу и Украине провести подписанты парламентского Коалиционного соглашения около года назад – осенью 2014 года. ПОЗИЦИЯ разобралась в различиях и схожести этих проектов, и как это может повлиять на нашу жизнь.

 

«Уравниловка» от Яресько

 

Первый вариант реформы предложен Министерством финансов под руководством Натальи Яресько. Также известно, что руку к подготовке этого плана предложил советник нашего министра, а в прошлом – министр экономики Словакии Иван Миклош.

 

Минфин предлагает пока не урезать радикально количество налогов, но установить единую ставку – 20% для четырех основных. Первый – это Единый социальный взнос (ЕСВ). Сейчас он составляет от 39,6% до 43,6% от дохода граждан (большую его часть оплачивает работодатель, впрочем, в любом случае эта сумма вычитается из зарплаты). Второй – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Сейчас составляет 15% (и 20% для ежемесячного дохода свыше 11 минимальных зарплат – около 12 тысяч грн). Третий – налог на прибыль (сейчас – 18%). Четвертый – НДС, который и так составляет 20%.

 

Более того, в будущем (к 2018 году) Минфин предлагает объединить ЕСВ и НДФЛ в единый налог на зарплату – тоже со ставкой в 20%.

 

Предложенная система наверняка будет разбалансированной – по крайней мере, в первые годы существования. Даже сама Наталья Яресько признала, что, например, Пенсионный фонд в результате реформы недополучит аж 70 млрд грн. Так как правительства в Украине традиционно ведут откровенно популистскую политику, эти средства точно изыщут. Вопрос только в том – где. И кто «расплатится» за реформу.

 

Ожидается также уход в тень некоторого количества доходов украинцев в связи с ростом НДФЛ с 15% до 20%. Но, как считают в ведомстве Натальи Яресько, эта «тенизация» не будет катастрофической – и на «свет» налогоплательщиков выманит простота новой системы расчетов и уплаты налогов.

 

Однозначный плюс от проекта Минфина получит малый бизнес: для упрощенной системы налогообложения правительство предлагает ввести прогрессивный налог, причем его ставка «стартует» всего с 4% – столько будут платить предприниматели, зарабатывающие до 72 тысяч в год. С ростом ежегодного дохода будет расти и ставка – но даже для тех, кто получает 1,8 млн грн в год (!) она составит лишь 7,6%.

 

Европа против «азиатских тигров»

 

Альтернативный правительственному проект подготовили парламентарии из Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики (глава – Нина Южанина). В этом варианте реформы хорошо заметны новые ограничения для бизнеса, работающего на «упрощенке»: так, например, во II группе налогообложения можно будет нанимать только 5 сотрудников (сейчас – 10), в III группе – до 10 наемных работников у ФЛП и до 25 – у юридического лица (сейчас таких ограничений нет). Также в III группе будет в 4 раза сокращен максимально допустимый годовой оборот – с 20 млн грн до 5 млн грн.

 

Сказать, что этот вариант «убивает» малый бизнес – явное преувеличение. Но, как мы видим, каникулы для многих бизнесменов закончатся – и при росте предприятия придется переходить на общую систему налогообложения. Либо – что, скорее всего, и будет сделано – разделять один реальный бизнес между несколькими юридическими лицами.

 

С другой стороны, проект Нины Южаниной в целом предлагает куда меньшие ставки налогов, чем проект Минфина: налог на прибыль и НДС на уровне 15%, НДФЛ – 10%, ЕСВ – 20%.

 

Особенно тут важен размер НДС. Ставка этого налога определяет, можно сказать, философию развития экономики государства. И отношение к НДС у экспертов разнится: от «ненужный налог, налог-тормоз» до «основополагающий налог». В зажиточных странах с уже устоявшейся экономикой (Европа) этот налог достаточно велик и как раз близок к 20%. В то же время в динамично развивающихся странах НДС может составлять от 5% до 10%. В этом списке как откровенные страны-оффшоры, так и государства с передовыми высокотехнологичными экономиками – Япония и Южная Корея. Впрочем, есть и исключения – Швейцария имеет 8%-й НДС, но ни к «азиатским тиграм», ни к оффшорам явно не относится.

 

Поскольку к обоим проектам, представленным в начале сентября, были вопросы у экспертов и бизнесменов, и оба проекта имеют свои сильные и слабые стороны, Совет реформ предложил составить единый компромиссный документ. На сегодня, по прошествии трех недель с того дня, презентация этого проекта даже не анонсирована.

 

 


 

Дмитрий ЕГОРОВ