Кто заплатит?
07 жовтня 2015 16:20
Переглядів: 538
Коментарів: 0
Надрукувати
В сентябре 2015 года на суд украинцев были представлены два
основных варианта грядущей налоговой реформы – которую обещали друг другу и
Украине провести подписанты парламентского Коалиционного соглашения около года
назад – осенью 2014 года. ПОЗИЦИЯ разобралась в различиях и схожести этих
проектов, и как это может повлиять на нашу жизнь.
«Уравниловка» от
Яресько
Первый вариант реформы предложен Министерством финансов под
руководством Натальи Яресько. Также известно, что руку к подготовке этого плана
предложил советник нашего министра, а в прошлом – министр экономики Словакии
Иван Миклош.
Минфин предлагает пока не урезать радикально количество
налогов, но установить единую ставку – 20% для четырех основных. Первый – это
Единый социальный взнос (ЕСВ). Сейчас он составляет от 39,6% до 43,6% от дохода
граждан (большую его часть оплачивает работодатель, впрочем, в любом случае эта
сумма вычитается из зарплаты). Второй – налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Сейчас составляет 15% (и 20% для ежемесячного дохода свыше 11 минимальных
зарплат – около 12 тысяч грн). Третий – налог на прибыль (сейчас – 18%).
Четвертый – НДС, который и так составляет 20%.
Более того, в будущем (к 2018 году) Минфин предлагает объединить
ЕСВ и НДФЛ в единый налог на зарплату – тоже со ставкой в 20%.
Предложенная система
наверняка будет разбалансированной – по крайней мере, в первые годы
существования. Даже сама Наталья Яресько признала, что, например,
Пенсионный фонд в результате реформы недополучит аж 70 млрд грн. Так как
правительства в Украине традиционно ведут откровенно популистскую политику, эти
средства точно изыщут. Вопрос только в том – где. И кто «расплатится» за
реформу.
Ожидается также уход в тень некоторого количества доходов
украинцев в связи с ростом НДФЛ с 15% до 20%. Но, как считают в ведомстве
Натальи Яресько, эта «тенизация» не будет катастрофической – и на «свет»
налогоплательщиков выманит простота новой системы расчетов и уплаты налогов.
Однозначный плюс от
проекта Минфина получит малый бизнес: для упрощенной системы
налогообложения правительство предлагает ввести прогрессивный налог, причем его
ставка «стартует» всего с 4% – столько будут платить предприниматели,
зарабатывающие до 72 тысяч в год. С ростом ежегодного дохода будет расти и
ставка – но даже для тех, кто получает 1,8 млн грн в год (!) она составит лишь
7,6%.
Европа против
«азиатских тигров»
Альтернативный правительственному проект подготовили
парламентарии из Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики (глава
– Нина Южанина). В этом варианте реформы хорошо заметны новые ограничения для
бизнеса, работающего на «упрощенке»: так, например, во II группе налогообложения можно будет
нанимать только 5 сотрудников (сейчас – 10), в III группе – до 10 наемных
работников у ФЛП и до 25 – у юридического лица (сейчас таких ограничений нет).
Также в III группе
будет в 4 раза сокращен максимально допустимый годовой оборот – с 20 млн грн до
5 млн грн.
Сказать, что этот вариант «убивает» малый бизнес – явное
преувеличение. Но, как мы видим, каникулы
для многих бизнесменов закончатся – и при росте предприятия придется переходить
на общую систему налогообложения. Либо – что, скорее всего, и будет сделано
– разделять один реальный бизнес между несколькими юридическими лицами.
С другой стороны, проект Нины Южаниной в целом предлагает
куда меньшие ставки налогов, чем проект Минфина: налог на прибыль и НДС на
уровне 15%, НДФЛ – 10%, ЕСВ – 20%.
Особенно тут важен размер НДС. Ставка этого налога
определяет, можно сказать, философию развития экономики государства. И
отношение к НДС у экспертов разнится: от «ненужный налог, налог-тормоз» до
«основополагающий налог». В зажиточных
странах с уже устоявшейся экономикой (Европа) этот налог достаточно велик и как
раз близок к 20%. В то же время в динамично развивающихся странах НДС может
составлять от 5% до 10%. В этом списке как откровенные страны-оффшоры, так и
государства с передовыми высокотехнологичными экономиками – Япония и Южная
Корея. Впрочем, есть и исключения – Швейцария имеет 8%-й НДС, но ни к
«азиатским тиграм», ни к оффшорам явно не относится.
Поскольку к обоим проектам, представленным в начале
сентября, были вопросы у экспертов и бизнесменов, и оба проекта имеют свои
сильные и слабые стороны, Совет реформ предложил составить единый компромиссный
документ. На сегодня, по прошествии трех недель с того дня, презентация этого
проекта даже не анонсирована.
Дмитрий ЕГОРОВ
|