Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как получить рост падающего ВВП?

Как получить рост падающего ВВП?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Как получить рост падающего ВВП?На прошлой неделе Национальный банк Украины зафиксировал рост ВВП на 1% за III квартал этого года. Об этом сообщила глава ведомства Валерия Гонтарева: «По нашей оценке, реальный ВВП в июле-сентябре текущего года по сравнению с апрелем-июнем вырос на 1%», – сказала она. Однако по данным Украинского аналитического центра, которым руководит Александр Охрименко, падение ВВП во втором квартале составляет 14,6%. И примерно так же закончится год.

 

Падение производства (по итогам года) на уровне 14% спрогнозировало и Минэкономразвития и торговли Украины (МЭРТ). Как же у нас получается одновременно и колоссальное падение ВВП, и его рост, и профицит бюджета и дефицит? Подвох кроется в манипуляции цифрами. Скажем, фактически все ухудшается, но статистически падение промпроизводства с июльских 13,4% замедлилось в августе до 6,9%. Ура? Нет, не ура. «Весомым фактором стал эффект базы сравнения, поскольку в августе 2014 года было существенное сокращение промышленного выпуска, вызванное остановкой значительного количества предприятий», – скромно поясняет Госстат Украины «для специалистов». Обывателей же цифры должны радовать и внушать оптимизм.

 

Для обывателей поясним, что такое база сравнения. Весной и в начале лета мы сравнивали показатели с еще относительно сильным аналогичным месяцем 2014 года. А уже с осени начали сравнивать «слабые месяцы» 2014 года со слабыми месяцами 2015-го. Поэтому годовое падение становится менее заметным. Опять же отметим чудеса с показателями агроэкспорта: если в январе-июле 2014 года его доля составляла 24%, то в этом году за аналогичный период – уже 31%. Прогресс? Нет, регресс. Вспомним о падении в абсолютных значениях на 14%. То же самое с ростом ВВП в III квартале и бюджетом.

 

По бюджету у нас параллельно существуют дефицит и профицит. По словам Гонтаревой, профицит сводного бюджета по итогам шести месяцев 2015 года составлял 12,3 млрд грн, а по итогам семи – вырос до 15,4 млрд грн, однако дефицит госбюджета за это время вырос с 2,1 млрд грн до 2,3 млрд грн.

 

Также правительство встретило сентябрь с рекордно высокими остатками на едином казначейском счете (ЕКС), которые составили 45,85 млрд грн, что в 3,4 раза превышало показатель на начало сентября 2014 года. За этот счет и повышают социальные выплаты с сентября. Откуда лишние деньги? Ответ находим в словах главы Государственной фискальной службы Украины Романа Насирова: «У нас есть чуть более 20 млрд грн долга по возмещению НДС и есть порядка 27–28 млрд грн переплат по налогу на прибыль». Скоро у нас запустят выпуск облигаций для погашения задолженности перед НДС на 20 млрд грн. Если предприниматели не добьются погашения этими облигациями долгов по недоимкам (вряд ли добьются – МВФ не разрешит), можно использовать их вместо туалетной бумаги.

 

Касательно внешних долгов. В соглашении с кредиторами, которое они сейчас обсуждают и голосуют, предлагается заменить облигации на сумму в $3,6 млрд новыми – со ставкой на 0,5% выше (не 7,22, а 7,75%) и параллельно выпустить новые 20-летние долговые бумаги, привязанные к показателям украинского ВВП. Это так называемые VRI-облигации (инструмент возобновления стоимости), которые дают возможность их держателям при росте экономики получать в течение 20 лет дополнительные доходы в виде части ВВП. Причем в процентах от роста: от 15% до 40% от превышения показателя в 3%. В первые пять лет ограничение по выплатам на такие бумаги составит 1% ВВП (или не более $1,2 млрд). А дальше без ограничений. Это и есть истинный механизм мнимого «списания» 20% долга и переноса выплат $15,5 млрд на 2019 год.

 

В соглашении указано, что Украина станет платить, если ее ВВП будет $125 млрд, то есть в 1,5 раза больше, чем сейчас. На первый взгляд кажется, что нам до этого показателя не дотянуться. Но опять же существует магия цифр. Когда начнут сравнивать показатели по курсу 21 грн/$ плюс инфляция, плюс база сравнения, у нас сразу же появится и формальный «рост» и более высокий показатель ВВП в валюте.

 

По поводу инфляции: госбюджет-2015 был рассчитан, исходя из нее – 26,7%, тогда как реальный показатель по итогам года может достигнуть 50% (в частности, с января по август цены выросли на 38,2%). А правительство, занизив показатель инфляции на будущий год, сможет получить цифры роста поступлений в бюджет. Таким нехитрым способом доходная часть госбюджета за 8 месяцев 2015 года была перевыполнена на 24,6 млрд грн. Вот вам еще один секрет, откуда деньги на казначейском счету: НДС не возмещаем, деньги печатаем, с инфляцией ловчим.

 

В следующем году ожидается такая же схема, согласно которой основной прирост доходов бюджета будет не от роста ВВП, а от роста цен. Но что самое неприятное в этой магии цифр – мы меняем фиктивные цифры на реальные доплаты кредиторам по облигациям. И когда наш ВВП из-за статистических «конвульсий» превысит те самые 3%, а промышленность с экспортом будет продолжать валяться на дне, наступит час расплаты с кредиторами.

 


Егор СМИРНОВ