Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » План Мореля… он же – Карасина-Нуланд

План Мореля… он же – Карасина-Нуланд

Категорія: Позиція » Статті » Політика
План Мореля… он же – Карасина-НуландПатовая ситуация с выборами на Донбассе вновь поставила под вопрос жизнеспособность минских соглашений. В Киеве долго настаивали на том, чтобы местные выборы, запланированные в Украине на 25 октября, прошли на Донбассе исключительно в соответствии с украинским законодательством. Но самопровозглашенные республики определили другие даты голосования, не желая координировать свои действия с Киевом.
 
 

И вот, казалось бы, ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Ветеран французской дипломатии, координатор политической подгруппы трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию на Донбассе Пьер Морель озвучил план, главный пункт которого – принятие Верховной Радой специального закона. Компромисс заключается в том, чтобы эти выборы де-юре проходили по украинскому законодательству, но непризнанные «ДНР» и «ЛНР» получили возможность провести их по собственным правилам. Избиркомы формируются «ДНР» и «ЛНР», но процесс «курирует» украинский ЦИК, округа нарезаются совместно. Украина принимает по этим выборам особый закон, то есть общеукраинский не действует. «Передача контроля над границей» на момент проведения выборов также не предусматривается. Впоследствии, в соответствии с «планом», может открыться путь и к налаживанию полноценного политического диалога, необходимого для реализации минских соглашений.

 

 

В Киеве эту идею встретили без энтузиазма. Президент страны Петр Порошенко 20 сентября заявил, что расценивает документ как «личное мнение господина Мореля». Директор департамента политики в МИД Украины Алексей Макеев сообщил, что «у нас в Конституции нет понятия «компромиссные выборы», и здесь все зависит от украинского законодательства», – отметив, что именно минские соглашения в Киеве считают основным документом.

 

В украинском центре «Демократические инициативы» этот план рассмотрели как ультиматум. Как сказала его руководитель Мария Золкина, «западные партнеры склоняют Киев к компромиссу в вопросе выборовна Донбассе, пользуясь рычагом экономической и политической зависимости от западной помощи». По ее словам, согласие Киева де-факто не только будет означать признание субъектности «квазиобразований ДНР и ЛНР», но и вынудит власти «воскресить» закон об особом статусе Донбасса. «Мы будем обязаны экономически и финансово эти территории удерживать, но административно и политически не влиять на то, что там происходит», – пояснила Золкина.

 

«План Мореля» вряд ли можно назвать сугубо европейским. Известно, что компромиссные предложения в общих чертах были выработаны в конце июля помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Викторией Нуланд и статс-секретарем МИД РФ Григорием Карасиным, а довести их до ума поручили Морелю. Когда же пакет предложений был предварительно согласован, президент Франции Франсуа Олланд предложил организовать в октябре встречу лидеров стран «нормандской четверки» в Париже и допустил отмену санкций против РФ в случае прогресса в мирном урегулировании.

 

И вот на парижской встрече 2 октября члены «нормандской четверки» Меркель и Олланд пришли к выводу, что до конца года война в Украине должна быть закончена. В рамках согласованной позиции достигнута договоренность о принятии закона об особом статусе Донбасса, а также – об амнистии участникам военного противостояния на востоке Украины. Со слов Ангелы Меркель, особый статус должен быть закреплен в украинской Конституции. Таким образом, наши западные союзники конкретно говорят, что нам делать.

 

В завершение переговоров канцлер Германии связала выполнение минских договоренностей с восстановлением суверенитета Украины. В случае реализации, можно сказать, «плана Карасина-Нуланд» Киев получит в свое номинальное подчинение Крым, то есть Украина будет финансировать полуостров при его широком самоуправлении. Донбасс превратится в автономию, где согласно «плану» выборы должны пройти через 80 дней после принятия спецзакона.

 

Вероятнее всего, нам будет трудно принять план Мореля, который теперь можно называть еще и планом Меркель-Олланда. Ведь он таит в себе множество имиджевых и электоральных угроз украинской власти. Поэтому придется всерьез взяться за децентрализацию и другие непростые конституционные реформы «взрывного характера». Мы не забыли, что первой реакцией на конституционные изменения в Верховной Раде стали схватки у парламента, которые завершились гибелью бойцов Нацгвардии.

 

Готовы ли к этому украинские ура-патриоты, которые, сея ненависть среди рядовых граждан, доселе занимаются лишь болтовней в ВР и с экранов ТВ?

 

Наталья ЕРМАКОВА