Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Санкции Украины… против Украины?

Санкции Украины… против Украины?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Санкции Украины… против Украины?Санкции Украины в отношении России, Крыма или донбасских так называемых «народных республик» зачастую бьют по самой Украине или по нашим согражданам, оставшимся по ту сторону «границы».

 

«За Крым ответите»

 

Борьба Украины с Россией в законодательной и правовой сфере, в том числе через введение санкций против соседнего государства, далеко не всегда бьет исключительно по интересам «закадычного врага». Жесткая взаимозависимость двух экономик делает любые запреты на экспорт или импорт также взаимно невыгодными. Со стороны России в качестве ответа эффективными оказываются даже полностью зеркальные санкции: их авторам не требуется даже особая фантазия – просто незначительная адаптация украинских документов.

 

В сентябре особенно громко были освещены санкции Украины в отношении российских авиакомпаний. СНБО представил список из 29 предприятий: 27 из них летали в уже аннексированный Крым, а две, крымские, были «национализированы» новой властью полуострова.

 

Таким образом власть наконец-то демонстрирует свою уже давно озвученную позицию: кто летает в Крым, не летает в Украину. Плюс это хоть и минимальный, но все же неприятный удар по экономике России.

 

Облет Украины даже только по времени занимает у российских авиакомпаний около 40 минут. Плюс дополнительные трудности связаны с невозможностью делать промежуточные посадки в украинских аэропортах. Все это может «аукнуться» российским авиалиниям, по оценкам экспертов, убытками в миллиарды долларов. Но только ли в России дело?

 

Традиционно возникают вопросы к срокам введения санкций. Украина свои ограничения в отношении России вводит по каким-то специфическим графикам – хаотичным по сравнению с четким санкционным «календарем» Запада.

 

Почему российские авиакомпании решили «прижать» именно сейчас? Версий есть несколько. Одна из них связана с Игорем Коломойским, владеющим авиакомпанией МАУ, которая давно и довольно успешно подминает весь украинский рынок авиаперевозок.

 

С одной стороны, изгнание из Украины российских авиакомпаний должно сыграть на руку отечественному бизнесу. Если бы не одно «но» – ответные санкции России. МАУ уже возвращает своим клиентам деньги за билеты в российские города. И общая недополученная прибыль компании днепропетровского олигарха составит от 35 до 42 млн долл. в год. Ощутимый и неприятный удар по главному «укропу».

 

Было очевидно, что Россия на любые санкции Украины будет автоматически отвечать зеркально. И поэтому в сфере авиации украинское давление на Россию автоматически означает в первую очередь давление на Игоря Коломойского. Это объясняет, во-первых, почему санкции были введены так поздно – через полтора года после аннексии Крыма и больше чем через год после начала открытого вооруженного конфликта на Донбассе. Структуры Коломойского, опасаясь «ответки» РФ, вполне могли успешно лоббировать отсрочку ограничений для соседских авиакомпаний. Это причина, по которой санкции откладывались. А вот и причина, по которой санкции были введены: жесткая конфронтация между президентом и Кабмином с одной стороны и Игорем Коломойским – с другой. Новый виток этого конфликта начался как раз в сентябре.

 

Еще одна сторона медали – удобство украинцев. Авиарейсы и, в частности, полеты из Украины в Россию – удел далеко не бедных украинцев и даже зачастую не среднего класса. Рядовые украинцы для своих поездок к северо-восточному соседу используют автобусы или поезда. Летают в Россию главным образом бизнесмены, люди состоятельные и влиятельные. Вряд ли они посещают Москву или Петербург для отдыха (есть страны и потеплее) – туда они отправляются по работе. А теперь представим реакцию этих людей на почти полный паралич авиасообщения между двумя странами. И вообразим возможные последствия их недовольства как минимум для действующей власти.

 

Блокада «дружбы»

 

Вторая ключевая «санкция» Киева в отношении России – так называемая гражданская блокада Крыма. Инициированная объединениями крымских татар, она была поддержана «партией войны» – политическими силами, которые не признают политику «умиротворения» и поддерживают максимально радикальные шаги на Донбассе и в Крыму.

 

Почему гражданскую блокаду мы нарекаем «так называемой»? Дело в том, что ее проведение, хоть и осуществляется официально руками отдельных общественных и политических активистов, безусловно, было согласовано с Администрацией президента, а возможно и с «западными союзниками». Мы все уже неоднократно были свидетелями, как жестко власть может пресекать даже антироссийские инициативы, если только они идут не на одной волне с инициативами Киева.

 

Тут же активисты получили полный карт-бланш и даже защиту правоохранителей. Президент приказал не допустить конфликтов, но в данной ситуации это равнозначно приказу охранять «блокадников».

 

«Выгоды» от экономической блокады Крыма еще предстоит подсчитать. Пока же понятно, что целый ряд поставщиков продуктов питания из Украины (в их числе и крупные торговые сети) лишился достаточно большого рынка сбыта – считайте, 1/24 часть страны. И к тому же, видимо, достаточно дорогого рынка. На это «свято место» уже вынужденно запустят российских производителей. Несмотря на то, что пока связь полуострова с российским «берегом» усложнена.

 

Есть и определенные морально-психологические аспекты такой блокады, которые просто необходимо учитывать. Перекрытие пути для продукции, идущей из Украины, имеет свои вполне логичные обоснования. Мол, «пусть попробуют, как оно живется без Украины по-настоящему». Но введение блокады – это и признание того, что первоначальный план: «пусть увидят, как мы хорошо зажили, и сами захотят вернуться» – провалился.

 

Санкции на поражение

 

Радикалы Ляшко уже предложили парламенту формализовать гражданскую блокаду Крыма, приняв соответствующий закон. Эксперты настроены в его отношении скептически – мол, Рада не будет подыгрывать РПЛ. Но сама по себе постановка вопроса ни экспертов, ни Раду не тревожит – принципиальной проблемы в блокировании Крыма власть не видит.

 

Уже предложенная энергетическая блокада (читай – отключение Крыма от электроэнергии с материка) действительно сильно ударит по полуострову, загнав его в «дореволюционные» времена. И Крыму на это ответить будет нечем. Но, во-первых, такой шаг практически окончательно исключит возможность мирного возвращения полуострова. Во-вторых, за Крым энергетической блокадой – теперь уже Украины – может ответить Россия. Готовы ли мы к такой зеркальной санкции?

 

Дмитрий ЕГОРОВ