Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Чьих, недра, будете?

Чьих, недра, будете?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Чьих, недра, будете?

Природные ресурсы, недра Украины согласно Конституции принадлежат народу Украины. Но зачастую ни сам народ, ни государство, которое его олицетворяет и представляет, не в силах ни эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, ни даже защитить их. Коммерческие, а иногда и попросту криминальные структуры, которые обладают большим уровнем цинизма и своеобразными представлениями о праве собственности, берут ситуацию в свои руки. И распоряжаются недрами по своему усмотрению.

 

 

Янтарная комната Украины

 

 

На севере Украины: в Житомирской, Ровенской и Волынской областях – продолжается «янтарный» конфликт. Государство пытается силой взять под свой контроль месторождения янтаря, которые ранее разрабатывались преимущественно нелегально. Это вызывает упорное противодействие местных жителей. На их стороне выступает и банальный криминалитет. И снаряжены они, помимо разнообразного оружия, простой и понятной мотивацией: «А чем нам еще зарабатывать на жизнь?».

 

 

Для жителей периферийных населенных пунктов в этом регионе янтарные месторождения действительно являются одним из немногих способов достойного заработка. Альтернатив немного: «заробитчанство» в Киеве, России или Европе. Такова версия тех, кто выступает в защиту копателей. И она почти полностью отражает реалии. Если бы не несколько «но».

 

 

Что бы ни говорили, а бизнес этот все равно незаконный – и все участники об этом прекрасно осведомлены. Оправдывать его – все равно, что выгораживать любое другое преступление. Кроме того, на поверку незаконная добыча янтаря оказывается сверхдоходным делом даже для рядовых работников. Так что о добыче янтаря как о «последнем способе выживания» можно даже не говорить. Зато понятнее становится такая самоотверженность копателей в борьбе с властью за «рабочие места» – за копеечную работу под дубинки и пули не бросаются.

 

 

Еще одно вполне закономерное «но». Допустим, незаконный янтарный бизнес был на первых порах лишь средством выживания и накопления «первичного капитала». Но почему же этот капитал не трансформировался в легальный бизнес, предприятия, проекты, на которых те же местные жители могли работать спокойно и официально? Которые стали бы той самой альтернативой и добыче янтаря, и «заробитчанству».

 

 

К сожалению, философия незаконных копателей отлично прижилась и в среде бизнесменов, и в головах центральной и местной власти – причем в совершенно разных регионах страны. На другом конце Украины – на Донбассе – находятся незаконные «копанки» с углем. В Запорожье существуют отвалы металлолома. Так вот, философия всех этих «точек» почти идентична: добывать то, что тебе не принадлежит, под дулами автоматов криминала, сбывать по дешевке, деньги класть себе в карман.

 

 

Качай – продавай!

 

 

Но даже схемы с янтарем, стоимостью 1–2 млн долл. за тонну, покажутся детской забавой по сравнению с тем, что происходит в деле добычи других украинских полезных ископаемых – нефти и газа.

 

 

Как известно, объемы внутренней добычи не могут покрыть все потребности Украины –отсюда и наша энергетическая зависимость, в первую очередь – от России. Но мы нечасто говорим о том, что эти объемы все же по мировым меркам достаточно велики – шутка ли, обеспечивают газом и теплом 46 миллионов бытовых потребителей! Еще и при наших-то энергоемких технологиях в ЖКХ.

 

 

И по всем внешним признакам нефтегазодобыча в Украине полностью подчинена «интересам народа» – делами на рынке заправляют государственные (или частично государственные) компании.

 

 

Но вот де-факто добыча, транспортировка, переработка нефти и газа подчинена олигархам. Вспомним знаменитый скандал вокруг «Укрнафты» (тот самый, во время которого нардепа Найема звали «кофе пить») – обладая всего 42% акций, компании, близкие к Игорю Коломойскому, фактически управляли данным предприятием. И на компании в результате такого управления висели миллиардные долги по налогам, ренте за пользование недрами, дивидендам. Дело, конечно, далеко не только в Коломойском – просто его пример наиболее известен.

 

 

Ключевая деталь в том, что Украина для своего существования нуждается в отечественном газе, если только он хотя бы на небольшой процент дешевле российского. Это значит, что отечественный газ государство будет покупать при любых условиях: если даже данная сфера полностью перейдет в частные руки или к иностранным инвесторам, если рента за пользование недрами будет повышаться или понижаться. А значит, крупные игроки на этом рынке всегда будут иметь канал сбыта. Опять же – при любых условиях. Гарантированная прибыль! И «почти законная». В остальном – тот же «янтарный» принцип: берем то, что не наше, и продаем по понравившейся нам цене.

 

 

Неспроста такой интерес финансово-промышленные группы проявляют, например, к областям Слобожанщины: Харьковской, Полтавской, Сумской. (По словам нардепа Сергея Каплина, члена фракции БПП, премьер-министр Арсений Яценюк очень настойчиво уговаривал президента назначить премьерского протеже губернатором только в одну область, но именно в Полтавскую). Ведь именно там, в Днепровско-Донецкой впадине, находятся, возможно, крупнейшие залежи нефти и газа в Украине. А по заявлению того же Каплина, «в Полтавской области Аваков (министр МВД. – ред.) «отжимает» 8 вышек, которые раньше принадлежали Ставицкому и Джарты». Вот такой сегодня идет передел власти во власти Украины.

 

 

Игры в песочнице

 

 

Аналогично обстоит дело и с такими ресурсами, как вода или песок. При использовании в производственных процессах этих ресурсов нужно много и по закону за каждый кубометр и каждую тонну что-то заплатить. Официально. В целом набегает кругленькая сумма. И вот тут у предпринимателя может возникнуть определенный соблазн: песок и вода ведь «ничьи», их у нас – в избытке – почему бы не взять просто так?

 

 

Жители Южного микрорайона, что в Запорожье, отлично знают, как остро стоит вопрос с воровством песка. С этого жилмассива песок вывозили тысячами тонн. Просто средь бела дня нагружая целые самосвалы. Потом этот песок «всплывал» на различных стройках, по фиктивным документам.

 

 

Как правило, «расхитители песочниц» не просто крадут песок, а вывозят его оттуда, где он имеет важнейшее значение для общественной безопасности – например, оттуда, куда его специально намыли для укрепления грунта, береговой линии и т.д.

 

 

Мы, безусловно, должны прилагать максимум усилий для повышения энергоэффективности, бороться за экономию ресурсов, развивать науку. Но при этом стоит разобраться: возможно, больше ресурсов мы теряем не из-за устаревших технологий, а из-за неприкрытого грабежа наших недр?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ЕГОРОВ