Приватизационное брожение
21 жовтня 2015 21:34
Переглядів: 415
Коментарів: 0
Надрукувати
Весной этого года украинское
правительство объявило о том, что в 2015 страну ожидает масштабная приватизация
государственной собственности. Тогда же был составлен список из почти трехсот
объектов, которые планируется выставить на продажу, и называлась общая сумма
выручки – порядка 20–30 миллиардов гривен. Но 9 октября Кабмин официально отменил
свое решение, перенеся процесс на следующий год.
В числе причин внезапного сворачивания приватизации называли
отсутствие полноценной законодательной базы для ее осуществления и торможение должного
оформления и передачи этих объектов Фондом госимущества. Тут, в принципе, все
ясно – без таких казусов у нас не обходится. Но, вероятно, существует еще одна
причина, и ее озвучил министр экономического развития и торговли Айварас
Абромавичус. Он заявил, что власть ни под каким соусом не допустит к
приватизации державной собственности Украины российских инвесторов. Возможно,
правительство специально взяло паузу, чтобы максимально перестраховаться от
проникновения капитала из РФ.
С точки зрения государственной политики, да и вообще чисто по-человечески
намерения власти понятны. Речь, как-никак, идет о защите национальных
интересов. В самом деле, допускать к участию в приватизации страну, с которой
мы фактически в состоянии необъявленной войны – это даже не смешно. Но тут
другая штука, имя которой – закон Украины о приватизации госимущества. В нем черным
по белому написано, кто может подавать заявку на приватизацию. И об ограничениях
для агрессора там нет ни единого слова.
В документе сказано, что покупателями могут выступать граждане
Украины, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица других
государств. Не могут – лица, зарегистрированные в оффшорной зоне или странах,
включенных в список не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов,
полученных преступным путем. А Россия в последних не фигурирует, да и не
«оффшорные» толстосумы там найдутся. То есть украинская власть сознательно
собирается пойти на нарушение закона? А как же верность демократии, европейским
ценностям и прочим атрибутам правового государства? По крайней мере, в
цивилизованном мире практика искусственного ограничения и ущемления бизнеса, в
том числе иностранного происхождения, не приветствуется.
Единственный выход – это специально под РФ переписать закон
о приватизации. Но даже это не может послужить гарантией того, что россияне не
приложат к ней руку. Во-первых, существует понятие смешанного капитала. Допустим,
поступит заявка от российско-шведской компании – на каком основании отказывать
ничего плохого нам не сделавшим скандинавам? Так ведь и с Европой отношения серьезно
испортить недолго. Второй момент: всегда есть возможность оформить сделку через
подставных лиц – и не отследишь, откуда ноги растут. В общем, было бы желание,
а средства сами собой появятся. Согласитесь, такие варианты более чем реальны.
Итак, Украина рискует оказаться на распутье – что для нее
приоритетней: ровные отношения с европейским бизнесом, связанным с российским
капиталом или же крайне принципиальная позиция применимо к РФ. Выбор достаточно
трудный, если принимать во внимание многогранность проблемы. Украинская власть
вынуждена будет определяться, быть ей с «умными» или «красивыми». Главное, не
заблудиться в этих двух соснах, потому что любые кредиты доверия имеют свойство
заканчиваться. Как бы в Брюсселе и Вашингтоне не заверяли, что по-прежнему верят
в Украину и готовы ей во всем содействовать – уже завтра такое положение вещей
может кардинально измениться...
В тему
В Фонде госимущества Украины заявляют о том, что в скором
времени будет разработан специальный Кодекс приватизации, куда войдет весь
пакет законов для ее осуществления. Цель – приведение процедуры в соответствие
с европейской моделью. И эта сентенция вызывает недоумение у аналитиков.
– Когда говорят, что существует европейская практика приватизации
– это неправда, – отмечает экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Там есть
практика аукционов, продажи гигантов за условный евро и так далее. То есть
общего правила приватизации в мире не существует. Каждая страна к каждому
объекту подходит индивидуально. У нас же чиновники заняты тем, что имитируют
реформы. Кроме того, выставленное на продажу нынешней властью – это
стратегические активы, она распродает остатки высоколиквидного имущества.
Реализация стратегических активов, да еще и за полцены, это преступление.
Максим КОРОБЕЦ
|