Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Приватизационное брожение

Приватизационное брожение

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Приватизационное брожение

 Весной этого года украинское правительство объявило о том, что в 2015 страну ожидает масштабная приватизация государственной собственности. Тогда же был составлен список из почти трехсот объектов, которые планируется выставить на продажу, и называлась общая сумма выручки – порядка 20–30 миллиардов гривен. Но 9 октября Кабмин официально отменил свое решение, перенеся процесс на следующий год.

 

 

В числе причин внезапного сворачивания приватизации называли отсутствие полноценной законодательной базы для ее осуществления и торможение должного оформления и передачи этих объектов Фондом госимущества. Тут, в принципе, все ясно – без таких казусов у нас не обходится. Но, вероятно, существует еще одна причина, и ее озвучил министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. Он заявил, что власть ни под каким соусом не допустит к приватизации державной собственности Украины российских инвесторов. Возможно, правительство специально взяло паузу, чтобы максимально перестраховаться от проникновения капитала из РФ.

 

 

С точки зрения государственной политики, да и вообще чисто по-человечески намерения власти понятны. Речь, как-никак, идет о защите национальных интересов. В самом деле, допускать к участию в приватизации страну, с которой мы фактически в состоянии необъявленной войны – это даже не смешно. Но тут другая штука, имя которой – закон Украины о приватизации госимущества. В нем черным по белому написано, кто может подавать заявку на приватизацию. И об ограничениях для агрессора там нет ни единого слова.

 

 

В документе сказано, что покупателями могут выступать граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица других государств. Не могут – лица, зарегистрированные в оффшорной зоне или странах, включенных в список не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. А Россия в последних не фигурирует, да и не «оффшорные» толстосумы там найдутся. То есть украинская власть сознательно собирается пойти на нарушение закона? А как же верность демократии, европейским ценностям и прочим атрибутам правового государства? По крайней мере, в цивилизованном мире практика искусственного ограничения и ущемления бизнеса, в том числе иностранного происхождения, не приветствуется.

 

 

Единственный выход – это специально под РФ переписать закон о приватизации. Но даже это не может послужить гарантией того, что россияне не приложат к ней руку. Во-первых, существует понятие смешанного капитала. Допустим, поступит заявка от российско-шведской компании – на каком основании отказывать ничего плохого нам не сделавшим скандинавам? Так ведь и с Европой отношения серьезно испортить недолго. Второй момент: всегда есть возможность оформить сделку через подставных лиц – и не отследишь, откуда ноги растут. В общем, было бы желание, а средства сами собой появятся. Согласитесь, такие варианты более чем реальны.

 

 

Итак, Украина рискует оказаться на распутье – что для нее приоритетней: ровные отношения с европейским бизнесом, связанным с российским капиталом или же крайне принципиальная позиция применимо к РФ. Выбор достаточно трудный, если принимать во внимание многогранность проблемы. Украинская власть вынуждена будет определяться, быть ей с «умными» или «красивыми». Главное, не заблудиться в этих двух соснах, потому что любые кредиты доверия имеют свойство заканчиваться. Как бы в Брюсселе и Вашингтоне не заверяли, что по-прежнему верят в Украину и готовы ей во всем содействовать – уже завтра такое положение вещей может кардинально измениться...

 

 

В тему

 

 

В Фонде госимущества Украины заявляют о том, что в скором времени будет разработан специальный Кодекс приватизации, куда войдет весь пакет законов для ее осуществления. Цель – приведение процедуры в соответствие с европейской моделью. И эта сентенция вызывает недоумение у аналитиков.

 

 

– Когда говорят, что существует европейская практика приватизации – это неправда, – отмечает экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Там есть практика аукционов, продажи гигантов за условный евро и так далее. То есть общего правила приватизации в мире не существует. Каждая страна к каждому объекту подходит индивидуально. У нас же чиновники заняты тем, что имитируют реформы. Кроме того, выставленное на продажу нынешней властью – это стратегические активы, она распродает остатки высоколиквидного имущества. Реализация стратегических активов, да еще и за полцены, это преступление.

 

 

 

 

 

 

 

Максим КОРОБЕЦ