Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Прерванный полет. Бесполетная зона

Прерванный полет. Бесполетная зона

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Прерванный полет.  Бесполетная зона Несмотря на взаимные санкции России и Украины в сфере авиаперевозок, профессионалы авиационной отрасли настаивают на скорейшем возобновлении полноценного воздушного сообщения.
 

В конце октября в Брюсселе состоялись переговоры представителей авиационных ведомств Украины и России. Главной и, можно сказать, единственной темой этих переговоров стали взаимные санкции двух стран в сфере авиасообщения. Напомним, в связи с тем, что российские авиакомпании осуществляли перелеты в Крым, Украина запретила им полеты в украинские аэропорты (включая транзитные). Российская Федерация ввела ответные меры, полностью запретив украинским авиаторам полеты в свою страну. Таким образом, прямое воздушное сообщение между двумя государствами было прекращено.

 

 

Принципиальная позиция украинского правительства понятна: «кто летает в Крым, не летает в Украину». Однако опосредованные последствия санкций украинского руководства ударили и по отечественному бизнесу, и по нашим соотечественникам.

 

Выбор в пользу «третьего»

 

 

По подсчетам Федерального агентства воздушного транспорта РФ, 75% пассажиров на украинско-российских рейсах имели украинские паспорта. Учитывая стоимость авиабилетов, можем предположить, что многие из них – бизнесмены, менеджеры высокого ранга, которые заграницу вылетают по деловым вопросам. Сейчас они лишены возможности быстро и комфортно выполнять свою работу, вынуждены передвигаться на поездах, автобусах или личном автотранспорте, лететь с пересадками, как правило, через Беларусь. Но скорости и комфорта лишены и те, кто отправляется через границу к своим родственникам, друзьям.

 

 

Несет потери и украинская авиация в целом. Так, одна только украинская МАУ от запретов на полеты в Россию потеряет около 40 млн долл. прибыли в год! Свои потери понесет и наземная инфраструктура: аэропорты, топливные компании и т.д. А тем временем, на конфликте двух стран, как это обычно и бывает, наживается третья сторона. Соседние государства зарабатывают на организации обходных «сложносоставных» маршрутов из Украины в Россию и наоборот (при этом пассажиру такой полет обходится в 2–2,5 раза дороже). В их аэропортах повышается транспортный и пассажирский потоки. Украинцы все равно летают в Россию, в том числе, и по делам бизнеса, в интересах государства Украина, к своим родственникам. Несмотря на то, что само украинское правительство этому всему препятствует.

 

 

А вместе с тем на украинский рынок авиаперевозок, в условиях ослабления и дезориентации местных авиакомпаний, заходят иностранные игроки, куда более сильные и конкурентоспособные, чем даже российские авиаторы. Так, например, 5 октября Верховная Рада утвердила «открытое небо» между Украиной и США. Это означает снятие ограничений на количество американских авиакомпаний, работающих в нашей стране, а также введение максимальных свобод в пунктах вылета-прилета, направлениях маршрутов (в т.ч. и транзитных), количестве перевозок и т.д. Так это американцам расчищается украинское небо на совершенно «безвозмездной» основе?

 

Авиационный «клинч»

 

 

Понимая все это, российские и украинские авиационные ведомства не прекращают поддерживать связь и искать возможные варианты возобновления воздушного сообщения. К поиску компромисса их подталкивают и давние многосторонние связи России и Украины, в частности самих авиаторов, и международные соглашения. Последние четко устанавливают, что спорные вопросы в данной сфере в первую очередь должны решать между собой профессионалы, представители соответствующих ведомств.

 

 

Впрочем, брюссельские переговоры прошли нерезультативно. Российская сторона настаивает на одновременном и взаимном полном открытии авиационного сообщения между двумя странами, возвращении на докризисные позиции. Украинская сторона, ссылаясь на санкционный президентский указ, утверждает, что такой вариант невозможен. Однако представители украинского авиационного ведомства готовы лоббировать альтернативные варианты сотрудничества и, соответственно, «усеченный» вариант санкций – например, допуск на украинские аэропорты тех российских авиакомпаний, которые не осуществляли и не осуществляют полеты в Крым. Естественно, такой вариант пока не устраивает Россию.

 

 

Тем не менее, нельзя не отметить волю профессиональных чиновников, топ-менеджеров и владельцев авиапредприятий двух стран к более скорейшему выходу из этого «клинча» – на благо отрасли и каждого пассажира. На благо всего государства под названием Украина, против чего явно направлены интересы и действия группы наших политиков и заинтересованных игроков дальнего зарубежья, продвигающих свои меркантильные интересы.

 

Игорь ОВДИЕНКО