А люстраторы кто?
18 листопада 2015 17:29
Переглядів: 398
Коментарів: 0
Надрукувати
Подведение итогов фактически
первых полутора лет люстрации ставит в тупик даже сторонников действующей
власти. Кардинально разнятся называемые числовые показатели «чистки»: от
нескольких сотен уволенных чиновников до нескольких тысяч. Нет однозначного
ответа и о «философии» этой новой своеобразной «инквизиции»: то ли она, как и
задумывалось, карает лишь «виновных» (пусть и обвиненных без суда), то ли она
все же играет роль еще одного орудия политических разборок. А раз так, то не
может быть и однозначного мнения об эффективности, необходимости люстрации.
Забыл уйти
Сейчас в
центре внимания небезразличных граждан находится Государственная фискальная
служба. Ее руководителю Роману Насирову удалось в последние несколько недель
отметиться достаточно громкими заявлениями и «пасами» премьер-министру Арсению
Яценюку. Вместе эти высокопоставленные чиновники успели «наговорить» и о
сокращении кадров налоговиков на 30–40%, и о почти полной смене руководителей
центрального аппарата ведомства и т.д.
Восторг
(или наоборот – страх) по поводу «непреклонности» руководителя ГФС недолго
царил в рядах граждан. До того момента, пока кто-то из экспертов не напомнил,
что, во-первых, кое-кто из оставшихся налоговиков должен был пойти в отставку,
но не пошел, а во-вторых, в отставку по закону об очищении власти, скорее
всего, должен был пойти… и сам г-н Насиров. Тут уж ему вспомнили и работу на
высокой должности во времена Януковича, и неоднозначные решения в парламенте и ГФС
уже при новой власти.
Старая система по-новому
Логика
люстрации в том, чтобы руководители наивысшего ранга – естественно, пройдя
соответствующий отбор – возглавили процесс уже внутри своих ведомств. На деле
же видим, что «забытые» люстраторами чиновники то тут, то там возглавляют
министерства, управления, отделы и т.д. Собственно, можно уверенно говорить,
что под многих из них писались отдельные «исключения» в законе о люстрации. Что
и говорить, если глава государства успел поработать министром при «преступном
режиме», но это «как бы не в счет», потому что был он на том посту семь
месяцев, а «надо» год.
Лукавят
те, кто заявляет, что Европа, в частности Венецианская комиссия, украинскую
люстрацию не воспринимает и отвергает. На самом деле Венецианская комиссия
четко заявляет, что от власти на какой-то период или навсегда можно отстранять
деятелей поваленного «антидемократического» режима (если уж он, этот режим,
таковым признан). Если есть опасность того, что эти политики и чиновники станут
препятствиями на пути реформ. Но, конечно, Европа протестует против выборочной
люстрации, игнорирования в процессе «очищения власти» других законов,
безосновательных репрессий. И протестует совершенно справедливо.
При
невыполнении этих условий люстрация превращается в механизм расправы с
политическими или даже бизнесовыми оппонентами, и как следствие – в уничтожение
государственной системы управления. «Под нож» идут тысячи специалистов с
многолетним стажем: кто-то – ради статистики, кто-то – из-за личных убеждений
руководителя. Свои посты покидают люди, которые в принципе могли ни разу не
видеть ни Януковича, ни Клюева или Левочкина, ни тем более партсекретарей
времен КПСС. Эти чиновники были лишь эффективными исполнителями приказов, на
99% и близко не преступных приказов, эффективными менеджерами.
И
европейские, и отечественные эксперты еще в 2014 году указывали на то, что
люстрационные законы нельзя принимать без других законодательных актов, в том
числе, без закона о государственной службе. Иначе система госуправления пойдет
вразнос и в лучшем случае будет выстроена по-новому та же самая старая
чиновничья система. Где госслужащий именем государства назначается мелкой
деталью государственной машины, без прав и привилегий. Естественно, такие
законы приняты не были. Что и позволило измерять люстрацию в тысячах
«репрессированных».
Об
эффективности проводимой люстрации хорошо говорят заявления Главного люстратора,
одного из идеологов люстрации в Украине нардепа Егора Соболева. Недавно он
сделал «последнее китайское предупреждение», пригрозив в случае дальнейшей
пассивности власти в вопросах реформ заняться ни много ни мало… подготовкой
восстания против режима! Это реакция народного депутата, так или иначе
допущенного к определенным, хотя бы минимальным рычагам влияния. Реакцию
рядового сторонника люстрации вообразить несложно.
Дмитрий
ЕГОРОВ
|