Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Год тому, чего уж нет?

Год тому, чего уж нет?

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Год тому, чего уж нет?

Около года назад, 27 ноября 2014-го, начали свою работу новый созыв Верховной Рады и новая парламентская коалиция. Почти месяц со дня выборов понадобилось «партиям Майдана» для переговоров о формате объединения. Но, в конце концов, им удалось найти компромисс и создать большую коалицию, которая дала власти не просто 226 мандатов, но и конституционное большинство.


Данная «опция» в некотором смысле развязала руки президенту и Кабмину. Стало возможным протаскивать через парламент необходимые (главным образом, для внешней политики) законопроекты даже при наличии разногласий внутри коалиции. Часть депутатов могла игнорировать президентские или премьерские инициативы, но, как правило, 226 (или 300) «за» власть в зале заседаний аккумулировала – обещаниями, угрозами, уговорами.


Однако это показало действующую коалицию не с лучшей стороны. Из-под палки она голосовала исправно, а вот с собственным нормотворчеством дела не задались. По подсчетам Комитета избирателей Украины за прошедший год коалиция сподобилась принять только треть запланированных на этот период законопроектов. Может показаться удивительным, но по антикоррупционному законодательству объединение «демократических» партий справилось лучше всего. Зато по всем остальным сферам: экономической, судебной, избирательной, оборонной (!) и многим другим – народные избранники приняли меньше половины необходимых нормативно-правовых актов. Да и те зачастую являются формальностью для отчетов, а не реально работающими документами. По сути, демократическая гора родила маленькую мышь.


Показательно (и вместе с тем парадоксально), что ни один народный избранник не отзывается о существующей коалиции положительно. О своих партнерах по парламентскому объединению – тем более. О правительстве, которое полностью (даже по квотному принципу!) представляет коалиционные фракции – «либо плохо, либо нечего».


Впереди коалицию как раз ждет важный экзамен: сформированный ею Кабмин 12 декабря отметит свою первую годовщину, отчитается перед парламентом и… может быть отправлен в отставку. Вроде как камикадзе – сами ведь и заявляли. И пока все говорит о том, что в этот день объединение уже четырех «партий Майдана» будет лишь выбирать способ своего окончательного самоуничтожения. Либо разогнать неэффективное правительство и не суметь собрать новое (а «Народный фронт» уже пригрозил уходом в оппозицию при таком развитии событий), либо сохранить премьер-министра на его посту – и ожидать дальнейших финансовых, экономических, социальных и политических взрывов.


Не менее показательно и парадоксально то, что, наверное, каждый второй народный депутат из коалиции признает… ее фактическое отсутствие. Да, квоты в правительстве и госпредприятиях распределены. Да, есть совместные голосования. Но коалиции как живого организма нет. И сохранить коалицию в прежнем виде может только отсутствие совести у депутатов и обычный инстинкт самосохранения. Ведь, в таком случае, возможны перевыборы ВР!



Когда наступил момент, что «пациент скорее мертв, чем жив»? В начале сентября, когда из объединения «партий Майдана» ушли «радикалы» Ляшко, уже было понятно, что выход был лишь оформлен де-юре. А на самом деле РПЛ вышла уже давно. Просто мы не обратили на это внимание. Сейчас, как раз к годовщине коалиции, внутри пропрезидентской фракции БПП-«Солидарность» сформировалась некая «Антикоррупционная платформа». Но должны ли мы этому удивляться? Нет. Большая внутрифракционная оппозиция никогда не скрывала своего существования – просто раньше имела иные формы. Разве не знали мы о существовании «группы Коломойского», которая вообще простирается далеко за пределы «партий Майдана»? Разве не знали мы о «группе Фирташа»? О периодическом «потеплении» в отношениях БПП-«Солидарности» и «Оппозиционного блока»? О негласной конкуренции Администрации президента и Кабмина?


Если мы, держа в уме все эти тонкости, попытаемся найти в хронологии, с какой даты отсчитывать развал коалиции, мы можем прийти к 27 ноября 2014 года. То есть к пониманию того, что как таковой коалиции в ее классическом понимании, в желаемой нами и необходимой Украине форме вообще не существовало. А была лишь формальность объединения «демократических» сил в борьбе за власть.

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ЕГОРОВ