Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Куля в лоба» пролетела мимо

«Куля в лоба» пролетела мимо

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
«Куля в лоба» пролетела мимо В минувшую пятницу, 11 декабря, Кабинет министров Украины пытался отчитаться в Верховной Раде за год своей работы. С юридической точки зрения премьер-министр Арсений Яценюк лишь выступил с короткой речью о делах, сделанных в календарном 2015 году, и ответил на некоторые вопросы депутатов в рамках традиционного «часа правительства» в парламенте.

 

Тогда как именно в этот день подошло время отчета Кабмина за год своей работы (с декабря 2014 года). Такая хитрость обезопасила правительство от возможных неприятных для него последствий: будь это отчет за год работы, депутаты могли бы поднять вопрос о недоверии Кабмину. И кто знает, удержались бы Арсений Яценюк и Ко в своих креслах.

Однако передышка получена. Часть депутатов все еще в предвкушении полноценного отчета, другая считает, что «тема исчерпана».

 

Хотя сам доклад премьер-министра оказался в тени выходки нардепа Олега Барны, ПОЗИЦИЯ предлагает все же разобраться, что ставит себе в достижения наш пока еще премьер. При этом, как мы и писали ранее, предлагаем не забывать о том, что так или иначе «Кабмин Яценюка» существует с марта 2013 года. С аналогичной политической поддержкой парламента. С мая 2014 года – в тандеме с новоизбранным президентом. С ноября 2014-го – с поддержкой пропремьерской партии «Народный фронт» и коалиции. Кроме того, и сам Арсений Петрович не забывает напомнить о своем «первом пришествии».

 

Сюрпризы от новых «попередников»

 

Премьер-министр в выступлении сообщил, что за год золотовалютные резервы Украины выросли практически вдвое: с 6 до 13 млрд долларов. Факт радостный, но все же – откуда деньги? Для такого роста резервов страна должна стать мощным экспортером, производителем, инвестиционно привлекательным государством… Но откуда этому взяться, если в стране идет война и Киеву неподконтрольны Крым и по половине Донецкой и Луганской областей. Каждая эта территория – если не крупный промышленный, то важный энергетический регион. Кроме того, война не только мешает зарабатывать, но еще и требует все новых и новых затрат. И как раз валютных! Импортные амуниция, приборы ночного видения, аптечки, частично – вооружение.

 

Очевидно, что значительная часть прироста золотовалютных резервов обеспечена иностранными кредитами. А они, как правило, стоят немалых процентов. И вероятность того, что эти деньги придется отдавать Яценюку и его Кабинету министров, крайне мала. Скорее это станет плановыми затратами в «бюджетах будущих периодов» от «попередников» для следующих правительств.

 

Как сообщил Арсений Яценюк, в 2015 году зарплаты и пенсии 12,5 миллионов украинцев увеличились на 19% и 13% соответственно. А тем временем статистика нам говорит, что за 2014 год и до 1.09.2015 года минимальная зарплата (и минимальная пенсия, и другие соцгарантии) не росла вообще. И в то же время инфляция за 2014 год составила около 25%, а за неполный 2015-й – 42%.

 

Температура по больнице

 

Еще одна интересная цифра: по словам Арсения Яценюка, на 01.12.2015 года в украинских хранилищах было 16,2 млрд кубометров газа, что «на 15,7% больше, чем в прошлом году». Так сказано в его речи, но некоторое лукавство очевидно – нельзя же сравнивать данные за конкретное число с «абстрактным» годом. Если мы вычтем 15,7% от 16,2 млрд кубометров, то получим примерно 13 млрд куб. м. Также мы четко понимаем, что такой объем оставшегося в хранилище газа был зафиксирован в июне (!) 2014 года (после отопительного сезона!). Насколько корректно сравнивать в этом вопросе первый летний и первый зимний месяцы (до начала обогрева)?

 

С чем не поспоришь, так это с диверсификацией импорта газа в Украину. Впрочем, диверсификация эта получается своеобразная: уже бОльшую часть иностранного газа Украина покупает у своих западных соседей: Словакии, Польши, Венгрии – и планирует так делать впредь. Но тут мы должны вспомнить, что у этих трех стран газ берется ровно оттуда же, откуда и у нас – из России. И нам его поставляют компании, аффилированные с «Газпромом» или готовые ему продаться в прямом смысле этого слова, со всеми своими акциями и материально-техническими базами. Да, сейчас мы имеем определенную выгоду за счет разницы в ценах для Европы и Украины. Но фактически мы заменили российскую газовую «иглу» даже не на европейскую, а на российско-европейскую.

 

Другое дело – повышение энергосбережения и понижение объемов потребления. Это действительный позитив последних двух лет. Но нам еще предстоит узнать о реальном (!) вкладе в решение этих проблем власти, правительства, президента, а также о том, насколько «повысили нашу энергоэффективность» остановленные заводы и личная инициатива бизнеса и домохозяйств.

 


Дмитрий ЕГОРОВ