Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » С глаз долой Шевченко и Довженко

С глаз долой Шевченко и Довженко

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
С глаз долой Шевченко и Довженко

С 24 декабря 2015 г. – согласно размещенной на сайте Министерства культуры информации: «Мінкультури звертає увагу, що відповідно до закону «Про внесення змін до деяких законів України щодо захисту інформаційного телерадіопростору України» демонстрування програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці, тягне за собою адміністративну та іншу відповідальність згідно чинного законодавства» – в нашей стране запрещены к показу сотни фильмов.


Минкульт суров


Сообщению от Минкульта сопутствует список, включающий 83 человека – широчайший многолетний сегмент советской и украинской (а отчасти и зарубежной) кинематографии, создающий «угрозу национальной безопасности» Украины. Поэтому в список попали фильмы с участием запрещенных министром культуры актеров. Их перечень мы приводим ниже.

«Поэма о море» (по сценарию Александра Довженко) и «Зеркало» – снялся «списочный» актер Юрий Назаров. «Война и мир», «Вечное возвращение», «Мелодия для шарманки» и «Полеты во сне и наяву» – запрещены из-за участия в лентах Олега Табакова. «Черная курица, или Подземные жители» – в кадре Аристарх Ливанов. «Андрей Рублев», «Иваново детство» – встречаем Николая Бурляева, активно подрывающего ныне нашу безопасность. В фильме «Солярис» сыграла Наталья Бондарчук, известная нам еще по роли заботливой мамы олененка Бемби, но сегодня – в списке Минкульта.


Элина Быстрицкая – виновница запрета «Бабьего яра» (снят по заказу Еврейского конгресса Украины) и «Тараса Шевченко». «Вий», «Кавказская пленница...» – вне закона из-за Натальи Варлей. Запрет к показу «Маски-шоу» и «Любовь в большом городе-2» объединяет снявшаяся в лентах Эвелина Бледанс.


И так «запятнаны» сотни популярных фильмов. Например, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» с «подозрительным» Дмитрием Харатьяном. Он, к слову, снялся в лентах украинского режиссера Оксаны Байрак: «Инфант», «Аврора, или Что снится спящей красавице», «Летучая мышь», «Убей меня», «Тебе, настоящему». Осталось перечеркнуть созданное Оксаной только потому, что ей когда-то показался интересным и профессиональным актер Харатьян… Как и Галине Кувивчак-Сахно («Мой принц»).


А Юрий Гальцев – еще тот «губитель» нашего кинематографа: «Новогодний киллер» Галины Шигаевой, «Двенадцать стульев» Максима Паперника, «Звездные каникулы» Семена Горова и его же «Сорочинская ярмарка». В «...Ярмарке», кстати, снимались также Георгий Хостикоев, София Ротару, Владимир Заднепровский, Ирина Билык, Светлана Лобода... Почему и эти талантливые люди должны быть наказаны запретом на демонстрацию «программы»?


«Удостоился» и певец Стас Пьеха оказаться в списке наравне с Иосифом Кобзоном и Василием Лановым. Его появления в «табу» Минкульта вполне достаточно, чтобы запретить 40-серийную украинскую комедию «Дедушка моей мечты» (2005г.), где он снялся в эпизодической роли. Если же Пьехи все-таки будет недостаточно для запрета, там же в одной из ролей снялся и вездесущий Гальцев.


«Доктор Хаус» с политически некорректным Фредом Дерстом, «Сны», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» крайне нежелательного Карена Шахназарова, «Приключения Шерлока Холмса...» с Евгением Стебловым, «Матрица. Перезагрузка» с Роем Джонсом, «Водитель для Веры» с несравненным Богданом Ступкой (но и, к сожалению, со «списочным» оператором Игорем Клебановым) – и их «с глаз долой»…


 

Непонимание «момента»


Запрет на демонстрацию фильмов с участием российских артистов или созданных российскими режиссерами обернется и серьезными финансовыми потерями для самого украинского кино. Ведь киноиндустрия – это в большинстве случаев эффективная, весьма прибыльная отрасль экономики, что хорошо понимали даже деятели тоталитарных режимов.


В советском прокате до 1956 г. прошло более тридцати трофейных немецких фильмов – Сталина не остановило то, что это было кино нацистской Германии. Наиболее одиозные фильмы были сданы в архив, остальное кино приносило деньги в бюджет – и это было важнее, чем то, что когда-то говорили звезды нацистского кинематографа – ведомства доктора Геббельса. А в Третьем рейхе, например, до лета 1940 г. с успехом шло американское кино, хотя нацисты и считали его декадентским и чуждым задачам воспитания истинного арийца.


В СССР никогда не запрещали фильмов потому, что кто-то что-то не то сказал. Так было с легендарным французским актером Ивом Монтаном, ставшим после вторжения советских войск в Чехословакию страстным критиком советского режима. Никто не запрещал и фильмы с участием Савелия Крамарова после его эмиграции в США – несмотря на то, что там он играл роли, явно не вызывавшие одобрения у партийных хранителей «духовных традиций советского народа».


Идеологи любых тоталитарных режимов, не говоря уж о продвинутых демократиях, понимали, что из всех доступных им искусств важнейшим действительно является кино, даже если его мастера идеологически незрелы, а то и вовсе чужды эксплуатирующей их власти.


Вячеслав Кириленко – единственный из министров культуры независимой Украины, «не зависимый» от этой культуры, не внесший в нее собственного вклада не своими списками, докладами и инструкциями, а личным художественным творчеством. В отличие от Оксаны Билозир, Василия Вовкуна, Ивана Дзюбы, Евгения Нищука, тем более – Богдана Ступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА