Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Фактор деградации

Фактор деградации

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Фактор деградации
За почти четверть века независимости Украина прошла путь от одной из самых развитых республик бывшего СССР с высоким уровнем жизни и мощным промышленным потенциалом до едва ли не самой бедной европейской   страны с обнищавшим населением.

Результаты статистических исследований, проводимых авторитетными агентствами, свидетельствуют о неутешительных для нашей страны тенденциях. Во всех сферах жизнедеятельности общества четко обозначились процессы деградации.


Они, без сомнения, – прямое следствие абсолютно осознанных действий украинского правительства. Очень хорошо иллюстрирует это государственная политика в области культуры.


 

Главное – захотеть


Для наших кормчих даже в самые спокойные и сытые времена, культура всегда была чем-то вроде бедного родственника. Рациональной модели ее развития не существовало никогда.


Но было бы ошибкой полагать, что государство не может преломить ситуацию, здесь главное – желание. Культурная политика не зависит напрямую от экономических обстоятельств. Конечно, содержание библиотек, театров и музеев требует средств, и очень хорошо, когда они у государства есть.


Но успешно бороться с надвигающейся деградацией населения, повышая его интеллектуальный и культурный уровень, можно и в бедной стране.


В качестве примера вспомним Югославию. В 90-е годы минувшего века на эту страну были наложены жесткие санкции из-за участия ее воинского контингента в хорватско-боснийском конфликте. Однако это не стало препятствием для усиления культурного влияния сербов на мировом уровне.


В те годы были сняты десятки картин, а «Андеграунд» Эмира Кустурицы стал культовой лентой. Не меньшую популярность завоевали книги Милорада Павича.


У нас же лишь рассуждения о национальном возрождении и имитация взаимодействия с общественными структурами.

Это явствует из размещенного на сайте Министерства культуры Украины доклада главы ведомства Вячеслава Кириленко «Реформы культуры в 2015 г.». По всей видимости, он должен был представлять собой отчет о достижениях. Но на деле выглядит как расписка в некомпетентности.


 

Гордость Минкульта?


Отбросив в сторону PR-программы, которые реализуются на деньги Евросоюза, можно убедиться, что министерские достижения не очень-то впечатляют. Среди них – разработка нескольких законопроектов, увеличение господдержки кинопроизводства на 100 млн грн, и выделение 9 млн грн на закупку книг для библиотек и проведение концертов в зоне АТО.


Касательно кинематографа: с 1 января 2016 года отменена единственная льгота об освобождении от налогообложения. Это означает, что отныне кинотеатры должны увеличить цену на билеты на размер НДС (20%). В кино последние годы сходить было накладно, а отныне – и подавно. Ну увеличат на 100 млн грн кинопроизводство, а кто его смотреть будет, когда билеты подорожают?


В стране нет ни одной государственной радиостанции (не говоря уже о телеканале), которая транслировала бы классическую музыку. Но Вячеслав Кириленко пошел дальше: он запретил въезд в Украину итальянскому оперному и эстрадному тенору Алессандро Сафину из-за того, что в его концертном туре значится п-ов Крым. Как заявил представитель певца Федерико Фаджон, «Алессандро не политик. Он любит и Россию, и Украину, и ему всегда там были рады и тепло встречали. Алессандро очень расстроен и не понимает, почему международный артист должен быть ограничен в своих передвижениях. Артисты должны быть свободны, чтобы иметь возможность доносить до людей свое творчество».


Но наш «адепт культуры», видимо, забыл прописную истину о том, что искусство безгранично.


Это как минимум странно для страны, претендующей на влияние в европейском культурном пространстве.


Хотя вполне возможно, что наши кормчие ни на что и не претендуют. А рассказы о евроинтеграции нужны им для легализации собственного правления. Если взглянуть на существующую сегодня культурную политику с этой точки зрения, все выглядит логично – господа в высоких кабинетах кровно заинтересованы в деградации людей, чтобы сохранить и упрочить свое положение.


 

И другие проблемы


Власть, всерьез занимающаяся государственным строительством, думает о будущем. Но в концепции национальной культурной политики, разработанной профильным министерством, напрочь отсутствует ощущение перспективы.


В ней нет ни одного упоминания о проблемах художественного, музыкального, хореографического образования. О поддержке молодых композиторов и литераторов, у которых в современных условиях нет возможности жить за счет своего творчества, там тоже ни слова. Собственно, как и о том, что новые поколения ценителей прекрасного нужно воспитывать с детства. Подозреваем, что заниматься подобной «мелочевкой» Минкульту, видимо, недосуг.


Впрочем, проблемы, очерченные нами в этой статье – лишь верхушка айсберга. Кроме них серьезную озабоченность экспертов вызывает предполагаемая передача большей части исторических зданий в руки местных властей в обмен на обязательства по их содержанию. Осуществить это намерение собираются в рамках реформы в сфере охраны недвижимых памятников культурного наследия.


Отдельного разговора также заслуживают проблемы, с которыми сталкиваются украинские театры…


Объективно оценивая профессионализм и моральный облик тех, кто сегодня «рулит» культурой, не стоит надеяться, что придет добрый дядя и все исправит.


Зачем, если серой массой легче управлять! Очевидно, что социально-культурная деградация общества может привести к серьезным последствиям. Но нынешних государственных деятелей это нисколько не пугает, потому что когда этот процесс достигнет финала, они с нами уже попрощаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ашот БАЛАЯН