Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Министерство любви (к деньгам)

Министерство любви (к деньгам)

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Министерство любви (к деньгам)Борьба за квотный принцип формирования правительства и собственно за сами квоты в исполнительной власти – одна из наиболее циничных и постыдных сторон украинской политики. Теоретически участие в исполнительной власти дает партии возможности показать в деле свое видение экономики и социальной политики, реализовать свои программные наработки. В украинской практике министры, назначенные по квотам хоть даже пяти партий, как это было до выхода РПЛ из коалиции, мало чем отличаются друг от друга. Так как их главная задача – нажива.

 

Незаконно или не совсем законно «монетизировать» свою высокую должность можно, на самом деле, небольшим количеством способов.

 

Чтоб ты жил на одну зарплату

 

Первый способ – получать легальные, но неоправданно высокие зарплаты и премии. Этот вариант не очень рискованный в смысле возможного уголовного преследования, но при этом не очень прибыльный.

 

Хотя это еще как посмотреть... На прошлой неделе нардеп Ярослав Москаленко публично заявил о том, что глава правления ПАО «Укргаздобыча» (на 100% принадлежит НАК «Нафтогаз», то есть государству) Олег Прохоренко получает вместе с бонусами и надбавками около 1 млн грн в месяц! Правда, народный избранник немного поторопился с обвинениями: такие доходы на своем рабочем месте руководитель «Укргаздобычи» не получает, а захотел получать в 2016-м. Но в «Нафтогазе» подтвердили, что ежемесячный оклад Олега Прохоренко составляет около 400 тысяч гривен!

 

Другой способ сколотить состояние, находясь на государственной службе, также очевиден: закрывать глаза на чьи-то недоработки и нарушения, содействовать в предоставлении необходимых документов и утверждении решений, и в «знак благодарности» получать кругленькие суммы. Этот путь уже более тернист, но и более прибылен.

 

Так, например, в январе 2016 года был задержан сотрудник Государственной экологической инспекции из Одесской области. По данным СБУ, за беспрепятственное прохождение экологического и радиологического контроля грузов группа таких чиновников получала около 150 тысяч долларов в месяц.

 

В январе же прокуратура передала в суд дело главы райгосадминистрации в Сумской области, который получил взятку в 700 тысяч грн только за одно разрешение на проведение археологических раскопок в районе (очевидно, «черных» или «серых» археологов).

Если даже на периферии госслужащие не очень высокого ранга зарабатывают 150 тысяч долларов за месяц или 28 тысяч долларов за раз, то можем себе представить, сколько может заработать на поборах министр или другой чиновник примерно такого уровня. Вот вам и причина борьбы за квоты от партий в министерствах!

 

Главу ГСЧС Украины Сергея Бочковского, показательно задержанного в прошлом году прямо на заседании Кабмина, обвиняют в вымогательстве с каждого областного руководителя ГСЧС по 50–150 тысяч гривен ежемесячно. Понятно, что эти деньги в областях брались не с зарплат спасателей, а с предприятий и предпринимателей – тоже в качестве взяток. Однако такой нелегальный доход, если даже он был, выглядит слишком заниженным: один глава РГА (из предыдущего сюжета) покрыл бы дань Бочковскому с трети областей Украины. И оставили Бочковского пока в покое тоже, очевидно, не за красивые глазки.

 

Экс-министр экологии Игорь Шевченко – один из немногих высокопоставленных чиновников, лишившихся своей должности после обвинения во взяточничестве и лоббировании чужих интересов. Правда, обвинение получилось неожиданным: не Игорь Шевченко дал взятку и не ему дали, а за него. По утверждению лидера РПЛ Олега Ляшко, 5 млн долл. нефтегазовый миллионер Александр Онищенко заплатил за назначение конкретно этого человека на высокий пост. Интерес Александра Онищенко понятен, если вспомнить, что у названия «Министерство экологии…» есть и продолжение: «…и природных ресурсов». Лояльность ведомства в сфере этих самых «природных ресурсов» – критично важна для нефтегазодобытчика Александра Онищенко.

 

Если за этот министерский пост действительно было отдано 5 млн долл., какими же были (или должны были быть) доходы заинтересованных лиц?

 

Министр с (набитым) портфелем

 

Но самыми лакомыми для чиновников являются госзакупки товаров и услуг. Руководители ведомств, управлений и госкомпаний непосредственно влияют на условия тендеров, отсеивание «неподходящих» участников и выбор «нужных». «Нужные» фирмы, конечно, принадлежат самому госслужащему через подставных лиц, его бизнес-партнерам или высокопоставленным покровителям, а то и без лишних «заморочек» близким родственникам.

 

Зарабатывать на госзакупках и других схемах удается действительно колоссальные суммы: хотя в среднем поставщики и подрядчики «накручивают» 15–20% от рыночной стоимости, бывают такие конкурсы, в которых выигрывает предложение со сметой в 4–5 раз большей, чем у остальных конкурентов!

 

На прошлой неделе со своего поста был уволен и.о. министра экологии (да-да, преемник Игоря Шевченко) Сергей Курыкин. При нем госпредприятие «Украинские экологические инвестиции» выбрало поставщика энергосберегающих лампочек на общую сумму около 500 млн грн. Этим поставщиком стало некое ООО «Агротехбуд», по многим признакам фирма-«прокладка» да еще и в последний момент поменявшая собственника на жителя… Донецка, неподконтрольного Украине. А незадолго до этого само Минэкологии выступило с предложением: по данному тендеру в порядке исключения обеспечить 70%-ную предоплату! То есть более 300 млн грн ушли бы сразу куда-то в направлении «ЛНР-ДНР». Перспективы такого «бизнес-проекта» мы себе представляем ясно.

 

Но даже если бы обязательства ООО «Агротехбуд» были выполнены, нет никаких сомнений в том, что фирма обогатилась бы на бюджетных деньгах (более того, на бюджетных японских деньгах, так как эту программу энергосбережения финансирует в Украине Япония!). Так, во время тендера по замене лампочек в Одесской области, тендерный комитет устранил 10 из 11 конкурентов «Агротехбуда» в том числе с ценовыми предложениями вдвое и впятеро меньшими! То есть даже по самым скромным подсчетам «маржа» фирмы в общем госзаказе составила бы половину – 250 млн грн.

 

И как тут в очередной раз не процитировать Маркса, который в свою очередь цитировал издание Quarterly Reviewer: «при 100 процентах [прибыли] он [капитал] попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».