Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сталин и Православие

Сталин и Православие

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Сталин и Православие Во все времена Православной Церкви жилось непросто. В советский период она находилась практически вне закона, да и в реалиях современной Украины – не все однозначно. Одна из самых драматичных страниц ее истории приходится на годы правления отца всех народов Иосифа Сталина. Об этом наш сегодняшний рассказ.
 

До войны

По поводу роли Сталина в предвоенных гонениях на Православную Церковь сегодня есть различные точки зрения. Человеку, не обладающему достаточными знаниями, очень сложно понять, где правда. Миф о «православном» вожде сегодня достаточно живуч. Но если обратиться к документам, можно увидеть, что все не так просто. Те, кто пытается встать на защиту генералиссимуса, всегда вспоминают о циркулярном письме ЦК РКП (б) №30 от 16 августа 1923 года «Об отношении к религиозным организациям». Да только цитируют его с сокращениями, к тому же опуская отдельные слова. Так, в первом пункте мы читаем: «воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место – отменить немедля». В оригинале вместо троеточия присутствует слово «синагог». Если его возвратить на место, акценты становятся другими.

 

 

Дальнейшие указания, содержащиеся в документе, свидетельствуют о значительном смягчении прежней антицерковной линии. Однако в конце, где «ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды» видим, что этот призыв вызван угрозой «сорвать достижения партии в области разложения Церкви…». Получается, что стратегическая цель авторов письма – ликвидация религии, а не ее защита.

 

 

Тему репрессий против православного духовенства в нашей статье опустим сознательно. Так как достоверной статистики, которая назвала бы сколько людей пострадало за веру, попросту не существует.

 

 

В качестве информации к размышлению приведем еще несколько фактов. Свое отношение к вере, Богу и Церкви Сталин выражал неоднократно, оно всегда было отрицательным.

 

 

Так, в беседе с американской рабочей делегацией в 1927 году он объявил, что дело ликвидации духовенства будет доведено до конца, а в беседе с рабселькорами в 1928 году сказал: «наша страна признала, что религия не нужна». Когда 15 мая 1932 года Иосиф Сталин подписал Декрет о второй пятилетке, в нем, наряду с экономическими задачами, была поставлена вполне конкретная цель: к 1 мая 1937 года «Имя Бога должно быть забыто на территории страны».

 

 

 

Новый курс

 

 

В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) составил и разослал по приходам воззвание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал верующих встать на защиту Родины. В любое другое время подобное несанкционированное обращение могло бы стоить владыке головы. Но в условиях войны, обошлось без последствий.

 

 

Более того, во время выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года, впервые прозвучало достаточно необычное для лидера коммунистического государства обращение «братья и сестры» (наравне с товарищами и гражданами).

 

 

По мнению историков, нет оснований утверждать, что в сознании отца народов произошел перелом. Дело в другом. Сталин, будучи прагматиком, прекрасно понимал, что единство народа перед лицом внешней угрозы – не пустой звук. Не принять протянутую Сергием руку было бы верхом политической близорукости.

 

 

Очевидно, что в такой ситуации вождь не был заинтересован в атеистической пропаганде. Изменились и нюансы идеологии: идею мировой революции сменила идея великодержавная, идея мессианского служения миру. В этой связи важно отметить, что Великая Отечественная война только способствовала формированию того поистине богоносного духа нации, о котором в ходе ожесточенного противостояния фашистской Германии, мир узнал не по наслышке.

 

 

Патриотическое служение Родине, в котором священнослужители и верующие в годы войны немало преуспели, не осталось незамеченным вождем. Одной из ярких его страниц стал сбор денежных средств и драгоценностей для постройки боевой техники, посылок бойцам и командирам на фронт.

 

 

Может, именно это послужило толчком к исторической встрече Сталина с иерархами – митрополитом Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), которая состоялась 4 сентября 1943 года. Ее результатом стало восстановление патриаршества и заметное облегчение положения Церкви.

 

 

В результате нового курса за пять последующих лет (1944–1948) на территории СССР, где к началу войны оставались по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты сотни храмов и даже один монастырь – Троице-Сергиева Лавра. Были зарегистрированы как «фактически действующие» тысячи храмов, открытых самими верующими на оккупированных территориях, количество православных общин дошло, по некоторым сведениям, до 22 тысяч. Подавляющая часть находившегося в лагерях духовенства была освобождена из заключения. Именно благодаря историческому воссоединению государства и Церкви в решающий период стала возможной победа над фашизмом.

 

 

Споры по поводу того, что на самом деле стояло за сталинской политикой в отношении Православной Церкви, были и будут всегда. Чью сторону принять и к каким доводам прислушаться – личное дело каждого.

 

Владимир БУТ