До войны
По
поводу роли Сталина в предвоенных гонениях на Православную Церковь сегодня есть
различные точки зрения. Человеку,
не обладающему достаточными знаниями, очень сложно понять, где правда. Миф о
«православном» вожде сегодня достаточно живуч. Но если обратиться к документам,
можно увидеть, что все не так просто. Те, кто пытается встать на защиту
генералиссимуса, всегда вспоминают о циркулярном письме ЦК РКП (б) №30 от 16
августа 1923 года «Об отношении к религиозным организациям». Да только цитируют
его с сокращениями, к тому же опуская отдельные слова. Так, в первом пункте мы
читаем: «воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам
неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое
закрытие имело место – отменить немедля». В оригинале вместо троеточия
присутствует слово «синагог». Если его возвратить на место, акценты становятся
другими.
Дальнейшие
указания, содержащиеся в документе, свидетельствуют о значительном смягчении
прежней антицерковной линии. Однако в конце, где «ЦК предлагает всем организациям партии
обратить самое серьезное внимание на ряд нарушений, допущенных некоторыми
организациями в области антирелигиозной пропаганды» видим, что этот призыв
вызван угрозой «сорвать достижения партии в области разложения Церкви…».
Получается, что стратегическая цель авторов письма – ликвидация религии, а не
ее защита.
Тему
репрессий против православного духовенства в нашей статье опустим сознательно.
Так как достоверной статистики, которая назвала бы сколько людей пострадало за
веру, попросту не существует.
В
качестве информации к размышлению приведем еще несколько фактов. Свое отношение
к вере, Богу и Церкви Сталин выражал неоднократно, оно всегда было
отрицательным.
Так,
в беседе с американской рабочей делегацией в 1927 году он объявил, что дело
ликвидации духовенства будет доведено до конца, а в беседе с рабселькорами в
1928 году сказал: «наша страна признала, что религия не нужна». Когда 15 мая
1932 года Иосиф Сталин подписал Декрет о второй пятилетке, в нем, наряду с
экономическими задачами, была поставлена вполне конкретная
цель: к 1 мая 1937 года «Имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Новый курс
В
первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, местоблюститель
патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) составил и разослал по
приходам воззвание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в
котором призвал верующих встать на защиту Родины. В любое другое время подобное
несанкционированное обращение могло бы стоить владыке головы. Но в условиях
войны, обошлось без последствий.
Более
того, во время выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года, впервые
прозвучало достаточно необычное для лидера коммунистического государства
обращение «братья и сестры» (наравне с товарищами и гражданами).
По
мнению историков, нет оснований утверждать, что в сознании отца народов произошел
перелом. Дело в другом. Сталин, будучи прагматиком, прекрасно понимал, что
единство народа перед лицом внешней угрозы – не пустой звук. Не принять
протянутую Сергием руку было бы верхом политической близорукости.
Очевидно,
что в такой ситуации вождь не был заинтересован в атеистической пропаганде. Изменились
и нюансы идеологии: идею мировой революции сменила идея великодержавная, идея
мессианского служения миру. В этой связи важно отметить, что Великая
Отечественная война только способствовала формированию того поистине богоносного
духа нации, о котором в ходе ожесточенного противостояния фашистской Германии,
мир узнал не по наслышке.
Патриотическое
служение Родине, в котором священнослужители и верующие в годы войны немало
преуспели, не осталось незамеченным вождем. Одной из ярких его страниц стал
сбор денежных средств и драгоценностей для постройки боевой техники, посылок
бойцам и командирам на фронт.
Может,
именно это послужило толчком к исторической встрече Сталина с иерархами –
митрополитом Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем),
которая состоялась 4 сентября 1943 года. Ее результатом стало восстановление
патриаршества и заметное облегчение положения Церкви.
В
результате нового курса за пять последующих лет (1944–1948) на территории СССР,
где к началу войны оставались по разным данным, от 150 до 400 действующих
приходов, были открыты сотни храмов и даже один монастырь – Троице-Сергиева
Лавра. Были зарегистрированы как «фактически действующие» тысячи храмов,
открытых самими верующими на оккупированных территориях, количество православных
общин дошло, по некоторым сведениям, до 22 тысяч. Подавляющая часть
находившегося в лагерях духовенства была освобождена из заключения. Именно
благодаря историческому воссоединению государства и Церкви в решающий период
стала возможной победа над фашизмом.
Споры
по поводу того, что на самом деле стояло за сталинской политикой в отношении
Православной Церкви, были и будут всегда. Чью сторону принять и к каким доводам
прислушаться – личное дело каждого.