Реформа образования невозможна, учит нас жизнь, потому что никакая
реформа (преобразование существующего порядка, изменение формы) не делается
изнутри.
Для того чтобы подобные изменения могли произойти, нужны
двое: (1) изобретатель, который набросает план новой системы, и (2) инженер,
который создаст ее работающий прототип.
В нашем случае не будут учителя инициаторами реформ, и
директора школ тоже не будут, ибо зависимые люди. И чиновники районного,
городского и областного масштаба не будут: реформа для них – что осиновый кол.
Может, МОН разродится реформой? Вот так вот возьмет – и
отрежет тело от головы? Не смешите меня. Может, Верховная Рада выступит в
качестве коллективного изобретателя, а Кабмин – в качестве инженера? Вы
способны в это поверить?
Тогда вот вам свежий пример. Кабинет министров ликвидировал
Институт инновационных технологий и содержания образования. (Вот почему у нас
педагогика такая инновационная и настолько продумана ее содержательная сторона.
Целый институт занимался!).
В задачи Института входило (цитирую) «формирование и
обеспечение реализации государственной политики в сфере образования,
обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала
Украины, определение перспектив и приоритетных направлений развития
образования, разработка проектов государственных программ экономического и
социального развития Украины»… Ну, казалось бы, вот он, искомый реформатор, –
изобретатель и инженер в одном юридическом лице! За что ж его так? Наказан он
был за неверное решение маленькой задачки, а именно за «обеспечение учебных
заведений разных типов новым поколением учебников и учебно-методических
пособий». (Помните учебники для первоклассников стоимостью в 647 домайданных
гривен за экземпляр?).
«Этим решением положен конец коррупционным схемам с
печатанием учебной литературы, закупкой учебных кабинетов, компьютерных классов
и школьных автобусов», – гордо отрапортовал МОН… и создал на базе одного
ликвидированного учреждения два новых: Институт модернизации содержания
образования и Институт образовательной аналитики.
Вас тоже учили, что если разрезать червяка надвое, обе части
его продолжат жить? Это заблуждение. Ученые установили: задняя часть червяка
умрет, а возможно погибнут обе. Потому что червяк – это организм. А
бюрократические механизмы размножаются штамповкой и сборкой на конвейере.
А теперь давайте задумаемся: действительно ли нам нужна
реформа образования? Или поставим вопрос по-другому: нам нужна реформа или нам
нужно образование?
– Образование, – скажут родители и смышленые дети.
– Отлично, – потирая руки, ответят профессора от педагогики
в ликвидированных и новосозданных институтах. – Сейчас мы этим займемся. Три
года – на разработку новой концепции, еще три – на создание новых программ, от
шести до десяти лет нужно положить на апробацию, а там уже и внедрение не за
горами…
Но у детей есть одна особенность: они растут и не могут
ждать, когда мы согласуем наши видения и выработаем подходы.
Может, не нужно трогать существующую систему образования, а все
силы и средства направить на создание и развитие новых систем, сосуществующих с
нынешней? Законодательно обеспечить равноправие разных образовательных моделей.
Пусть каждая доказывает свою эффективность и демонстрирует экономическую
состоятельность. А государственная политика в сфере образования пусть
реализуется с помощью минимального образовательного стандарта. И каждая
образовательная модель сама определяет, что должно быть надстроено сверх
стандарта. Но общий для всех минимум она обязана дать.
И неважно, поддержат это начинание государственные мужи или
нет. Страна, в которой государство снимает с себя ответственность за жизнь и
здоровье граждан, может позволить себе растить и развивать детей без оглядки на
мнение чиновников.
Впрочем, старую, проверенную, Сталиным созданную школу никто не
отменяет. Зачем волноваться? У вас же есть, из чего выбирать. Ведь правда?