Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Живой труп. Наука жизни

Живой труп. Наука жизни

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Живой труп. Наука жизни Все 20 лет, что я тружусь на ниве просвещения, – слышу о реформе образования. Мои коллеги, учителя с 40-летним стажем, также не помнят, когда впервые прозвучал этот оксюморон, или сочетание несочетаемого.
 

Реформа образования невозможна, учит нас жизнь, потому что никакая реформа (преобразование существующего порядка, изменение формы) не делается изнутри.

 

 

Для того чтобы подобные изменения могли произойти, нужны двое: (1) изобретатель, который набросает план новой системы, и (2) инженер, который создаст ее работающий прототип.

 

В нашем случае не будут учителя инициаторами реформ, и директора школ тоже не будут, ибо зависимые люди. И чиновники районного, городского и областного масштаба не будут: реформа для них – что осиновый кол.

 

Может, МОН разродится реформой? Вот так вот возьмет – и отрежет тело от головы? Не смешите меня. Может, Верховная Рада выступит в качестве коллективного изобретателя, а Кабмин – в качестве инженера? Вы способны в это поверить?

 

Тогда вот вам свежий пример. Кабинет министров ликвидировал Институт инновационных технологий и содержания образования. (Вот почему у нас педагогика такая инновационная и настолько продумана ее содержательная сторона. Целый институт занимался!).

 

В задачи Института входило (цитирую) «формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала Украины, определение перспектив и приоритетных направлений развития образования, разработка проектов государственных программ экономического и социального развития Украины»… Ну, казалось бы, вот он, искомый реформатор, – изобретатель и инженер в одном юридическом лице! За что ж его так? Наказан он был за неверное решение маленькой задачки, а именно за «обеспечение учебных заведений разных типов новым поколением учебников и учебно-методических пособий». (Помните учебники для первоклассников стоимостью в 647 домайданных гривен за экземпляр?).

 

«Этим решением положен конец коррупционным схемам с печатанием учебной литературы, закупкой учебных кабинетов, компьютерных классов и школьных автобусов», – гордо отрапортовал МОН… и создал на базе одного ликвидированного учреждения два новых: Институт модернизации содержания образования и Институт образовательной аналитики.

 

Вас тоже учили, что если разрезать червяка надвое, обе части его продолжат жить? Это заблуждение. Ученые установили: задняя часть червяка умрет, а возможно погибнут обе. Потому что червяк – это организм. А бюрократические механизмы размножаются штамповкой и сборкой на конвейере.

 

А теперь давайте задумаемся: действительно ли нам нужна реформа образования? Или поставим вопрос по-другому: нам нужна реформа или нам нужно образование?

 

– Образование, – скажут родители и смышленые дети.

 

– Отлично, – потирая руки, ответят профессора от педагогики в ликвидированных и новосозданных институтах. – Сейчас мы этим займемся. Три года – на разработку новой концепции, еще три – на создание новых программ, от шести до десяти лет нужно положить на апробацию, а там уже и внедрение не за горами…

 

Но у детей есть одна особенность: они растут и не могут ждать, когда мы согласуем наши видения и выработаем подходы.

 

Может, не нужно трогать существующую систему образования, а все силы и средства направить на создание и развитие новых систем, сосуществующих с нынешней? Законодательно обеспечить равноправие разных образовательных моделей. Пусть каждая доказывает свою эффективность и демонстрирует экономическую состоятельность. А государственная политика в сфере образования пусть реализуется с помощью минимального образовательного стандарта. И каждая образовательная модель сама определяет, что должно быть надстроено сверх стандарта. Но общий для всех минимум она обязана дать.

 

И неважно, поддержат это начинание государственные мужи или нет. Страна, в которой государство снимает с себя ответственность за жизнь и здоровье граждан, может позволить себе растить и развивать детей без оглядки на мнение чиновников.

 

 

Впрочем, старую, проверенную, Сталиным созданную школу никто не отменяет. Зачем волноваться? У вас же есть, из чего выбирать. Ведь правда?
 
 

Алексей ГРЕКОВ, вице-президент Тьюторской ассоциации Украины, соучредитель столичной Частной школы «Афины»