Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Уравнение со многими неизвестными

Уравнение со многими неизвестными

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Уравнение со многими неизвестнымиПОЗИЦИЯ продолжает знакомить читателей с выдающимися людьми, в честь которых получили свои новые названия улицы Шевченковского района Запорожья. Жители домов по улице Карла Либкнехта недавно узнали, теперь она названа в честь Григория Чечета. Возможно, некоторые слышали, что это авиатор-самоучка из крестьян. Талантливый конструктор Григорий Герасимович Чечет – один из первых изобретателей отечественного самолета с двигателем внутреннего сгорания. Его некоторые конструктивные решения стали приоритетом нашей науки и до сегодняшнего времени широко используются в авиационной промышленности всего мира.


Предлагаем вашему вниманию историю его жизни.

 

Родился Григорий Чечет в середине XIX столетия в селе Каи-Кулак около Мелитополя в крестьянской семье. Отец подметил у подросшего ребенка способности к наукам и отдал сына в школу. Григорий увлеченно изучал арифметику, геометрию, физику, географию. А еще любил ботанику и старательно занимался ею. Далее молодой Чечет продолжил учебу в Никитском ботаническом саду в Крыму. Там он познакомился с корабельным инженером, приверженцем воздухоплавания Мациевичем, который и приобщил Григория к конструированию летательных аппаратов...

 

Прежде чем создавать настоящий воздушный корабль, идея которого все четче представлялась Григорию, он решил изготовить для пробы маленькую модель. Перед его глазами, как когда-то у Леонардо да Винчи, все время стоял образ птицы, парящей в высоте.

Для начала молодой конструктор создал воздушного змея в форме птицы. Треугольный коробок был «телом», к двум верхним углам он приделал острые крылья. Их положение могло меняться, чтобы модель была устойчивой в полете и лучше парила. Потом он запустил его с холма на окраине села. Потрясены были все, однако никто не одобрил затею молодого изобретателя.

 

Далее была еще одна модель планера, еще более совершенная, которую конструктор испытал сам. Но он хотел сделать самолет, и написал о своем аппарате в Русское Техническое Общество. Ответ из Петербурга не заставил себя долго ждать: «Пан Чечет обратился в отдел с просьбой обратить внимание на его 13-летний труд по строительству летательного аппарата и рассмотреть проект его прибора. Поскольку из присланного нельзя сложить представление о приборе, отдел поручил А.А. Кованьку просить одного из инженеров заводов, расположенных около ст. Дебальцево, осмотреть аппарат г. Чечета и дать отделу свой вывод о нем...»

 

…Когда в начале ХХ века Первое Русское общество воздухоплавания перестроило мастерские Щетинина в Петербурге на аэропланостроительный завод, миллионер Ушков, ранее знавший о Чечете, почувствовал, что может потерять прибыльное дело. Он обратился к конструктору Николаю Васильевичу Ребикову и рассказал о Чечете. Ребикова заинтересовало изобретение крестьянина из далекого степного края. Григория Чечета пригласили в Петербург. Там он при помощи Ребикова начал строительство своего аэроплана. Назвал он его ЧУР №1 (аббревиатура участников проекта: Чечет, Ушков, Ребиков).

 

Пришло лето 1911 года. И наконец, самолет Чечета вышел на старт. Он легко взял разгон и оторвался от земли, пилотировал его Ребиков. Григорий, стоя на земле, не чувствовал ее под собой и не мог скрыть восторга. Приехав осенью 1911 года из Петербурга, Григорий Чечет нанялся слесарем на механический завод немецких заводчиков-колонистов Фукса и Клейнера. Весь свой заработок он тратил на создание нового летательного аппарата.

 

Весной 1912 года газеты и журналы писали об открытии Второй международной воздухоплавательной выставки в Москве. Вскоре Чечету пришло письмо от Николая Ребикова, в котором тот писал, что ЧУР №1 тоже покажут на выставке как самолет оригинальной конструкции. Хотя Григорий был болен, и денег не хватало, он все же поехал в Москву. На выставке он сразу узнал свой ЧУР, поспешил к нему. Под ним красовалась надпись: «СТЕНДЪ №9 Н.К. УШКОВЪ Москва, Смоленский бульваръ, №26 Экспонаты: Аэропланъ «ЧУРЪ». Аэробуэръ».

 

Всю славу Ушков присвоил себе. Григорий с грустью смотрел на свое творение. Вдруг к нему подошел Ребиков с известным летчиком Ефимовым. Летчик дал высокую оценку машине, а во время авиационных дней, проходивших в Москве, пилот Лерхе успешно поднял ЧУР №1 в воздух и совершил полет.

 

В 1922 году Григорий Чечет, переехавший жить в Запорожье, был принят на завод «Дека» на инженерную должность. Он мечтал построить здесь новый экономичный средний народно-хозяйственный самолет. Однако, изнуренный нищенской жизнью, Григорий Чечет все чаще болел и в марте 1922 года умер в инфекционной больнице Запорожья. Но работы Г.Г. Чечета и Н.В. Ребикова не были забыты. Их имена часто упоминаются в исторических материалах по воздухоплаванию. В 1966 году в Запорожском краеведческом музее устроили отдельную экспозицию, посвященную Григорию Чечету, авиатору-изобретателю.

 

 Вероника ДЕРНОВАЯ