Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Прямая линия. Архиепископ Лука: «Истинный пастырь ведет к Богу, ложный – к себе»

Прямая линия. Архиепископ Лука: «Истинный пастырь ведет к Богу, ложный – к себе»

Категорія: Позиція » Статті » Культура
Прямая линия. Архиепископ Лука: «Истинный пастырь ведет к Богу, ложный – к себе» В канун светлого праздника Пасхи в редакции ПОЗИЦИИ состоялась прямая линия с Владыкой Лукой, архиепископом Запорожским и Мелитопольским. В течение часа Его  Высокопреосвященство отвечал на вопросы запорожцев. Общение с читателями вышло разноплановым и насыщенным, как сама жизнь.

Татьяна, прихожанка Свято-Андреевского кафедрального собора:

– Ваше Высокопреосвященство, каждый год верующие и неверующие, постящиеся и непостящиеся приходят на всенощную, чтобы со всеми отпраздновать Воскресение Христово. Пасха – праздник, объединяющий людей. В чем его сила?

– Сама суть празднования Светлого Христова Воскресения заключается в том, что Христос воскрес из мертвых не ради очередного чуда, но ради нашего Спасения. Своей великой жертвой, предваряющей славное Воскресение, Господь показывает нам, что мы не просто вышли из праха для того, чтобы в него же и обратиться, но мы есть творение рук Всевышнего. Мы не просто созданы для жизни вечной, а имея полную свободу воли, избираем для себя дальнейшее существование в оной. Даже после окончания нашего земного бытия, мы продолжаем жить в Жизни Вечной либо подле Бога (в Раю), либо отдаленными от Его Славы (в Аду). И душа каждого человека, не смотря на его внешние заявления, чувствует это, что мы и видим в Наиторжественный из Праздников.
 
– Владыка, Ваша прямая линия проходит накануне Пасхи. Как ее празднование будет проходить в этом году в Запорожье?

– Как всегда, с радостью. В Великую Субботу мы ожидаем встречи Благодатного Огня. Запланирован ряд культурных мероприятий, но стержнем всего будут Пасхальные Богослужения, на которые я с радостьюо грядущем Воскресении вас приглашаю.

Наталья, 62 года:

– Скажите, какой была первая запомнившаяся Пасха в Вашей жизни? Сколько Вам тогда было лет, и чем она запечатлелась в памяти?

–Впервые на Пасхальное богослужения я попал после службы в вооруженных силах. Мне было 20 лет. Зайдя в храм, я ничего не понимал, лишь слышал слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Пробыв на службе всю ночь, я был поражен тем, что, несмотря на физическую усталость после трудного дня и ночного стояния, у меня было ощущение бодрости и радости. Возвращаясь домой я словно летел на крыльях. Тот прилив позитивных чувств я не мог ни охарактеризовать, ни объяснить. Преисполненный эмоций я мог лишь отвечать «Воистину Воскресе Христос!». Только после я понял, что Господь коснулся меня своей благодатью.

Лука, 6 лет:

– Вот мне говорят одноклассники: «Отстань, со своим Богом, перестань верить в Него, займись другим делом». Что мне делать, Владыка?

–Самое главное, не обижаться. У меня была подобная ситуация во время обучения в медицинском университете, в общежитии. Меня называли колдуном, потому что я ходил в храм, а в моей комнате всегда были иконочки. Но я молился Богу. Постарайся не воспринимать нападки, отшучивайся по этому поводу. Со мной в комнате жил парень, который долгое время не принимал меня всерьез, но однажды, он подошел и сказал: «Андрей (это мое имя в миру), можно с тобой помолиться?». Потом к нам присоединились еще несколько студентов, и мы вместе стали ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Вначале они смеялись, а потом пришли к Богу. Я хорошо учился, и могу тебе сказать, что Господь никогда не оставлял меня. В твои годы еще рано определяться, чем ты будешь заниматься, а вот решить для себя: должен ли я сохранить веру ты можешь. Молись Богу, и Он будет с тобой всегда.

Александр:

– Современного человека окружает множество религиозных конфессий и течений. Моя сестра, например, ходит к Свидетелям Иеговы. Я пока не определился. Как-то по телеканалу«1+1» видел передачу о секте «Возрождение» Владимира Мунтяна с Вашим участием. Вы были одним из экспертов по ее разоблачению. Скажите, в чем разница между религиями, если Бог один?

–Я полностью согласен с Вами в том, что Бог один. Но почему-то в нашей жизни так получается, что проводников к нему оказывается очень много, особенно в последнее время. Каждый из них утверждает, что только предлагаемый ими путь, является истинным и самым коротким. Однако вся жизнь Церкви говорит о том, что прийти к Богу можно только через Его Сына Иисуса Христа. Что касается программы, о которой Вы упомянули… Я был на одном из собраний этой организации, и могу твердо сказать, все действия, которые происходят там, четко попадают в рамки нейролингвистического программирования. Думаю, не стоит объяснять, что такие «пастыри» опустошают не только карманы своих пасомых, но и души. Будучи преподавателем пастырской психологии и психиатрии в Киевской Духовной Академии, на экзаменах я часто задавал вопрос: чем истинный пастырь отличается от ложного. Я слышал от студентов пространные ответы, но однажды один студент сказал на эту тему очень просто и кратко: истинный пастырь ведет к Богу, ложный – к себе. Искренне желаю Вам найти истинного пастыря.

Андрей Викторович, 48 лет:

– Владыка, сегодня война против Украинской Православной Церкви достигла апогея. Единственную каноническую Церковь обвиняют во всех смертных грехах. Кроме того, некоторые люди, которые годами ходили в храмы Украинской Православной Церкви, за последние два года, 2014-2016 гг.,перешли в юрисдикцию раскольнического «Киевского патриархата».Дайте, пожалуйста, оценку этим домыслам и действиям.

– Воцерковленность человека не определяется количеством посещений им храма, а только искренностью исповедания им веры Христовой. «Верю во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» – читаем мы в Символе Веры. А те, для кого УПЦ, на текущий момент, является врагом №1, создали новое квазисвойство Церкви – «Едину Помісну Патріотичну…», что противоречит учению, в рамках которого мы живем. Вторая причина происходящего – люди, для которых вера ограничивается лишь ношением нательного крестика. Массированный поток лживой информации предназначен, прежде всего, для них. В настоящий момент в Украине проходит декомунизация, но слова и действия, направленные в адрес УПЦ, полностью совпадают с пропагандой времен безбожной власти.

– Возможны ли в храмах УПЦ среди прихожан и духовенства политические веяния? Сепаратизм или национализм? Случались ли подобные проявления в пределах Запорожской епархии?

– Ответ на этот вопрос мы дали еще в марте 2014 года на общеепархиальном собрании духовенства и мирян. Там было четко определено, что основополагающей темой проповеди нашего духовенства является учение Господа нашего Иисуса Христа, но не политика. Скажу, что мне неизвестны примеры, когда бы наши священники уклонялись в ту или иную сторону.

– Являетесь ли Вы сторонником создания в Украине Единой Поместной Православной Церкви? Как настроены Предстоятель, епископат, прихожане?

–Знаете, я сторонник Христа, и хочу следовать за ним в рамках тех канонов, которые установил нам Господь. Ответ здесь может быть только один – все в руках Божьих. Как он определит, так и произойдет! А по поводу того, как настроены Предстоятель и епископат… Могу сказать, что думают наши священники и прихожане. Мы проводили анкетирование, результаты которого были опубликованы на нашем официальном сайте. Подавляющее большинство духовенства и мирян за сохранение того статуса, который есть сегодня. Я лично думаю, что никакие реформы, когда обстановка в обществе столь нестабильна, к чему-то хорошему не приведут.

Николай:

– Как духовно победить коррупцию в Украине, остановить кровопролитие, преодолеть раскол? Есть ли пророчества старцев о том, что будет с нашей страной? По Вашему мнению, Донбасс и Крым – это Украина?

–Позволю себе начать с последнего вопроса. А разве кто-то принял официальное решение, что Крым и Донбасс – не Украина? Это все наша страна и полнота нашей Родины.

Что до остального… Пока не изменится сознание человека, ничего не произойдет. Любая беда имеет начало в людском сердце – и коррупция, и война, и ненависть. Поэтому, пока мы не обратимся к Богу не только по-фарисейски, внешне, но и внутренне – как мытарь, то не сможем побороть недостатки нашего общества.

Недавно в интернете появилось обращение к Вам Запорожского епископа УПЦ КП Фотия. Как Вы можете его прокомментировать?

Год назад я уже говорил о том, что Александр Сергеевич (также известный как епископ Фотий), начал свою деятельность на Запорожской земле с озвучивания недостоверных сведений в мой адрес. По духовному могу сказать одно: человек, подверженный греху лжи, становится рабом диавола, от которого очень трудно вырваться, что он и доказал своим обращением. Посмотрите на историю Церкви, начиная со времен Христа. Сколько людей пытались ее уничтожить: Ирод пытался убить Богомладенца и на корню искоренить Христову Церковь, Иуда пытался разбогатеть на предательстве, первосвященник Каиафа пытался, подобно некоторым современным персонажам, использовать юриспруденцию и власть – уничтожить Христа из-за его учения. И что? Христос Воскрес в третий день по Писанию, и вознесся на небеса, и сидит одесную Отца, с любовью глядя на своих прежних и современных мучителей. Церковь стояла и стоять будет вовек, ибо несет слово Истины – Слово Божие. Надеюсь, что Всемилостивый Господь вразумит раба Божия Александра и не даст ему погибнуть, и вземлит на плечи Свои заблудшую овцу, вернет ее в Свое стадо.
 

–Владыка, Вы преподаете в медицинском университете. Скажите, как Вы совмещаете свою работу в университете с Церковным служением? Не хотели бы Вы стать практикующим врачом? Не помешает ли это ли это вашей духовной карьере?

 

 

– Если говорить откровенно, это для меня дилемма. Не скрою, первая книга, которую я прочитал о Православии, был не Закон Божий и не Евангелие. На первом курсе, когда я только поступил в медицинский университет, я познакомился со своим духовником. Он дал мне прочесть книгу о святителе Луке Крымском. Прочитав ее, мне очень хотелось стать похожим на него. Я стремлюсь к этому по сей день. Эта книга утвердила меня в вере и в правильности моего профессионального выбора. Уже сейчас, зная жизнь святителя Луки, я поражаюсь, как этот человек мог более 12 часов стоять у операционного стола, спасая жизни раненых солдат, а после этого идти в храм на службу. Часто спрашивают: откуда у него брались на это силы? Ответ прост: по его вере Господь не оставлял.

 

Вы спрашиваете меня, хотел бы я заниматься врачебной практикой не оставляя сан. Конечно да. Мне очень нравилось общаться, встречаться с людьми, проводить исследования, искать причины тех или иных симптомов, подбирать лекарства, которые бы могли помочь человеку, наблюдать за тем, как они действительно помогают. В реальности это занимает очень много времени. Архиерейское служение это не только красивые одежды и торжественные богослужения, но это и повседневный труд – общение с людьми и многое другое. Вся многогранная деятельность нашей епархии, которую Вы можете наблюдать, также занимает очень много времени. Когда я стал перед выбором что избрать, чему больше уделить внимание, ответ на этот вопрос я нашел в автобиографии святителя Луки «Я полюбил страдание». В его жизни был период, когда он полностью оставил свое архиерейское служение и погрузился в медицину. Как пишет святитель: «до последнего своего дня я буду просить у Бога прощения за свой неправильный выбор. Да, Христос заповедовал нам служить людям, но я архиерей Божий, и должен служить у Его Престола». Поэтому, конечно, я стараюсь не оставлять медицину, но смысл своей жизни вижу вархиерейском служении.

 

 

–Судя по тем акциям, которые проводит Запорожская епархии, Вы достаточно креативный человек. Скажите, Владыка, Вы сами генерируете все эти идеи?

 

 

– Единственная идея с которой я приехал на Запорожскую кафедру – это церковно-социальный проект «Любовь милосердствует». Когда я озвучил эту идею духовенству, они сказали, что это воплотить в жизнь нереально, однако в первый год данный проект собрал несколько сот тысяч гривен и обеспечил годовую потребность в донорской крови детской областной больницы. После этого священники кто в личной беседе, кто на собрании стали предлагать свои идеи. Так, например, однажды общаясь со священником и его матушкой, родилась идея песенного конкурса «Пісня моєї родини». Один из сотрудников епархиального управления познакомил меня с Любовью Александровной Черепахой, которая предложила провести чемпионат среди воскресных школ по гиревому спорту, а потом – Православные спортивные игры. Однажды, на одной из встреч в Епархиальном Управлении, во время обсуждения редакционной политики епархиальной газеты «Летопись Православия», один из ее редакторов предложил проведение Дня православной бабушки в память о равноапостольной княгине Ольге. Отрадно, что некоторые епархии переняли этот опыт. Конечно, очень важно родить идею, но не менее важно воплотить ее в жизнь. Благодаря нашему духовенству, прихожанам, неравнодушным запорожцам я могу благословлять их совместный труд,

который вы так хорошо оценили. Спаси Господи их за труды, а Вас за вопрос.

 

– Многие благочестивые старцы говорили, что нужно принести всеобщее покаяние за грех цареубийства. Сегодня об этом идет очень много разговоров…

 

 

– Этот вопрос неоднократно обсуждался как на архиерейских соборах, так и на богословских конференциях. Но каждый должен каяться только в своих грехах. «За всех и за вся» сделать ничего нельзя.

 

– Сейчас много верующей молодежи, в том числе моя дочь 23-х лет, боятся жениться (выходить замуж) из-за электронных документов (биометрических паспортов), дабы не попасть в сети лукавого. Не рассматривается ли возможность венчания без оформления отношений в ЗАГСе?

 

 

– Насколько я знаю, пока что биопаспорта не являются обязательными для всех. И потом, давайте подумаем… Как официальный документ может повлиять на душу человека? Никак! Люди носят в карманах деньги, на которых также есть номер. Могут ли они повлиять на душу человека? Да, если станут золотым тельцом, которому Вы начнете поклоняться. Но в тоже время могут стать оружием… Раздав милостыню, вы спасете себя. Поэтому бойтесь Христа, а не бумажку!

 

– В одном из своих интервью «патриарх Филарет» сказал, «Ні для кого не секрет, що в радянські часи церковні ієрархи співпрацювали з КДБ». Как Вы прокомментируете данное заявление?

 

 

– В советское время я еще не был прихожанином Церкви, поэтому с таким не сталкивался. Но я прекрасно помню, как в начале 90-х годов по каналу УТ-2 в передаче «5-й кут» Михаил Антонович (более известный как Патриарх Филарет) четко говорил, что он сотрудничал с данной организацией долгое время и указывал им что делать.

 

 

Сейчас по телевидению и в интернете делается много негативных «вбросов», касающихся Церкви и священнослужителей. Часто не знаешь, чему верить. Может быть стоит организовать какую-то разъяснительную работу, или иерархам стать более открытыми в общении со СМИ?

 

Вы знаете, оправдываться по каждому, часто надуманному поводу – не дело Церкви. Написать ведь можно все, что угодно. Однако каждый священно-церковнослужитель долен четко понимать, что его всегда будут ассоциировать с Церковью во всей ее полноте, поэтому он должен четко следить за тем, что делает и как. Поэтому старайтесь читать только официальную церковную прессу, анализируйте и не стесняйтесь задавать вопросы. У меня есть интернет-приемная, на официальном сайте епархии можно найти адрес. Я всегда отвечаю на любые вопросы. Уверен, что, если мы будем открыты друг для друга, сомнений станет гораздо меньше.

 

– Недавно запорожское интернет-пространство облетела новость, что пресс-служба епархии на официальном портале разместила снимок крестного хода с иконой «Святогорская», взятый с другого сайта, который оказалося фото-коллажем. На нем вместо иконы, в центре был изображен Макаронный монстр. Ваше отношении к подобным вещам?

 

 

–Есть поговорка: «поспешишь – людей насмешишь». Своими поспешными действиями модератор сайта, выложивший данную фотографию, спровоцировал волну кощунственных насмешек и клеветы в адрес структурной части Матери-Церкви – Запорожской епархии УПЦ.

Но те, кто клевещет на Церковь, не думают о своей душе. Они не думают о том, что наступит время, когда придется отвечать… Ведь клевета, это оружие диавола, направленное на то, чтобы оттолкнуть людей от Бога. Но мы молимся за этих людей, и надеемся, что Господь и их когда-то приведет в «разум истины».

 

Почему в Пост можно пить вино и нельзя пиво и водку, самогон?

– Действительно, в Пост по церковному уставу нельзя пить водку и самогон. Так как эти напитки опьяняют сознание человека. Что противоречит смыслу Поста. Его значение состоит в воздержании, как душевных, так и телесных чувств. Через это человек должен прийти к покаянию, которое не возможно без сердечного сокрушения, а оно не может быть приобретено, когда человек веселится. Так как, во-первых, крепкий алкоголь опьяняет сознание, а во-вторых, очень расслабляет. Пост же предполагает большого напряжения всех человеческих сил. Вино же можно совсем немного употреблять в данное духовное время подвига, чтобы оно подкрепляло человека, а не расслабляло.

 

– Владыка, что известно сейчас по мощам святого праведного Петра Калнышевского? Их подлинность подтверждена окончательно?

– Если сказать кратко, данный вопрос находится на стадии экспертиз. Здесь главное – не делать поспешных выводов.

 

– На Пасху не на всех приходах причащают. Законно ли поступают те, кто отказывает в причастии?

 

– Часто бывает так, что люди, которые в течение всей Св.Четыредесятницы не постились, не Исповедовались, не Причащались, а попостившись, в лучшем случае, 3 дня до Пасхи, а то и менее – дерзают приступить ко Причастию. Поэтому священник имеет право отказать. Исключением является близость кончины. Но если прихожанин является активным членом Церкви, исповедуется, причащается, достойно несет подвиг поста, то я не считаю правильным отказывать ему в радости Причастия в день Пасхи. Знаю, также, о том, что некоторые священники ссылаются на усталость от длительных служб, предваряющих Пасху. Эта практика мною не поощряется.

 

 

– Есть ли возможность проведения крестных ходов малых и больших на постоянной основе?

– Малые ходы совершаются регулярно при храмах, а общегородские, или общеепархиальные, должны иметь для проведения весомое основание, т.к. для этого требуется огромная подготовительная работы не только со стороны епархии, но и со стороны местных властей. Но, если со стороны нашей паствы будут какие-то инициативы, как Правящий архиерей я готов их рассматривать и поддерживать.

 

–Владыка, что особенно запомнилось Вам во время автопробегов Запорожье-Соловки, Запорожье –Афон?

–Человеческие взаимоотношения. Мы были как одна семья. Во всем чувствовалось присутствие Божие. Не смотря на физические испытания, чувствовалась радость в сердце. В общение с духовенством других стран, не смотря на то, что мы говорим на разных языках, чувствовалось понимание не на уровне вербальном, но на более высоком – на духовном. Пробеги были сложными, но очень радостными. Желание повторить подобный подвиг есть.

 

Вы благословляете молиться за православных военных и мирных жителей в зоне АТО, за погибших жертв военного конфликта в Украине. А есть благословение Ваше или Предстоятеля – где служат капелланы УПЦ, в каких военных частях Украины? В каких населенных пунктах зоны АТО они служат? Как и кому наша епархия помогает именно в зоне АТО?

–Рекомендую Вам посмотреть официальный сайт УПЦ. Там ежедневно выкладываются новости по этому поводу. Что касается конкретно Запорожской епархии, то на сегодняшний день духовное окормление воинов идет больше на базе военных частей, а наши священники периодически посещают зону АТО с целью духовной поддержки.

 

 

Также каждую субботу в Свято-Покровском архиерейском соборе Запорожья совершаются молебны о здравии находящихся и панихиды по погибшим в АТО. Наши прихожане много помогают переселенцам.

 

– В епархии отпевают всех воинов и мирных жителей АТО? Молятся о здравии каких православных военных? И ДНР и ЛНР, если они провославные?

 

 

– В Церкви нет традиции во время подачи записок на поминание спрашивать биографию человека, чье имя вписано в записку, и документы, ее подтверждающие. Священник поминает все имена, которые передают в Алтарь. При этом он молит Бога о том, чтобы Господь привел всех «в разум истины». Да, в епархии отпевают всех православных воинов и мирных жителей погибших в зоне АТО. Однако, есть случаи, со слов благочинных, где представители местных властей запрещали это делать нашим священникам, аргументируя свой отказ тем, что они якобы «не патріотичні священники».

Мало того. Очень прискорбная ситуация произошла со священником, который служит в Запорожском крае. Он имеет двух сыновей, которые ушли защищать Украину. Один из сыновей погиб, но перед смертью он просил, о том, чтобы его похоронили с боевыми товарищами в случае гибели. Т.к. часть дислоцировалась в Новоград-Волынском, его тело отвезли хоронить по месту дислокации. Когда отец попросил совершить чин погребения своего собственного сына – ответственные за погребение запретили ему это, сказав, что данный обряд совершит священник «патриотической церкви». Лишь только поздно вечером, когда все разошлись, он совершил Чин погребения над могилой своего сына – воина АТО – по Православному чинопоследованию. С сожалением замечу, что в сегодняшний день амбициозные политики пытаются подменить в аббревиатуре УПЦ слово Православная словом Патриотическая. Этим они пытаются подменить истинную Православную веру на «идейно-патриотическую».

 

– Ваше отношение к событиям на Востоке Украины?

 

 

–Каким может быть мое отношение, как гражданина, когда моя семья лишилась крова, гибнут близкие мне люди, когда мы из глубоко верующего православного народа трансформируемся в серую массу? Как верующий человек я считаю, что это результат нашего отдаления от Бога. Я не ищу ни правых ни виноватых, никого не оправдываю. Лишь возвращение к Богу дарует нам мирное жительство и душевное спокойствие.

 

–Владыка, Вы входите в Межсоборное присутствие, являетесь инициатором и организатором международных паломнических автопробегов. Каким образом Вы представляете УПЦ за рубежом? О чем говорили со священнослужителями церквей, которые посещали? Какое отношение РПЦ к Вашей активности как архиерея УПЦ на международном уровне? Благословляют ли Вас продолжить вести диалог с УАПЦ и КП по созданию Единой Поместной Православной Церкви в Украине?

 

 

– Я бы хотел отделить светское от церковного. Международный уровень – понятие светское, но не церковное. Я принимаю участие в межцерковном общении как иерарх УПЦ, в чем меня никто не ограничивает. Во время автопробега мы общались с Патриархом Болгарским и иерархами других Поместных Церквей. Моей миссией было паломничество. Все, о чем мы общались выложена на нашем официальном сайте. Отрицательных оценок РПЦ моей деятельности я не слышал.

 

 

По поводу благословения мне диалога о создании поместной церкви могу сказать лишь то, что я подобного благословения не имел, диалога не вел и вести не собираюсь. Почему мы, граждане Украины, после принятия Конституции нашей страны, ее не обсуждаем, а лишь только исполняем, зная ее или нет. При этом, мы не зная канонов Церкви, требуем их нарушения в угоду революционной (диавольской) целесообразности. А мнения иерархов Поместных Церквей, с которыми мы встречались во время автопробега предельно ясное и четкое: все должно происходить в рамках канона.

 

– Ваше Высокопреосвященство, у меня вопрос по скиту Черный Выр, что на Афоне. Планируется ли возрождение в нем монашеской жизни? Будет ли участвовать в этом Запорожская епархия?

 

 

– В скиту сейчас никто не живет, там нет монашествующих. А когда случится то, о чем Вы говорите, я не знаю. Да и никто не может. На все воля Божия.

 

– В Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла (1Кор.7:1-7) пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4правило св. Дионисия Александрийского). Как правильно понимать и пользоваться написанным.

 

Ибо один батюшка на исповеди говорит – супружеские отношения в пост есть грех – кайтесь – как вы могли такое. Исповедуешься другому -- он с недоумением говорит есть правило апостола Павла и каяться не надо.

–В правилах все написано верно. Однако, эти правила написаны для двоих верующих супругов. Если один из них неверующий и не может понести всех тягот поста, это может толкнуть его на измену. Кто в данном случае виноват? Поэтому, каждый из нас должен нести «бремена поста» удобоносимые. Есть священники, склонные к церковной строгости, иные – к милости. Поэтому, во всем должно быть рассуждение но во главу этого всегда нужно ставить любовь.

 

 

– Я не могу держать такой строгий Пост в еде, как того требует устав Церкви. Но при этом с большим трепетом отношусь к храму и службам. И также не могу часто воздерживаться от секса с законным мужем. Я спасу свою душу или нет?

 

 

– Если Вы по своей телесной немощи (а в современных условиях – возможно и по финансовым проблемам) не можете поститься по церковному уставу, то подойдите к своему духовнику, тому священнику, у которого постоянно исповедуетесь, расскажите ему об этом. Священник не может благословить на снижение строгости Поста, т.к. это постановление Церкви, но Господь по Своему Милосердию простит данный грех в случае искреннего покаяния. Как однажды сказал Блаженнейший Митрополит Владимир: «В пост главное не есть друг друга».

 

 

Воздержание в телесной близости супругов тоже должно быть с рассуждением. Если человек не может понести такого подвига, как полное воздержание, естественно, необходимо делать то, что по силам. Однако, определенное усилие необходимо предпринимать и в данном случае. Хотя бы в некоторой степени ограничивать себя.

 

 

Спасется человек, или нет, это вопрос будущего. Он будет решаться на Страшном Суде Господом Богом. Для того, чтобы исход был положительным нужно идти спасительным, то есть истинным христианским путем, ведущем в Царство Небесное.

 

– Уважаемый Владыка, объясните пожалуйста, что такое Страх Божий и зачем он нужен верующему человеку? Разве Бога нужно бояться?

 

 

– Отношение к Богу должно уподобляться отношению детей к родителям. В чем суть страха пред родителем? В боязни их (родителей) оскорбить, обидеть, сделать им больно, но не во вторичном страхе быть наказанным. Мы все являемся детьми Божиими!

 

– Ваше Высокопреосвященство, кто, с точки зрения Церкви, может называть себя православным христианином?

 

 

– На Ваш вопрос ответил не я, но Христос: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

 

– Каким должен быть христианин в миру?

 

 

– Богобоязненным, вместилищем любви Божией.

 

–Что бы вы сказали людям, которые «верят в Бога в душе» и не считают для себя нужным взаимодействовать с официальной церковью?

 

 

– Хотел бы вас поправить. У Бога нет «официальной» и «неофициальной» церкви. Есть Церковь Христова, а все остальное – лишь именуется таковой, но не является. Зачастую слышу слова «у меня Бог в душе» от тех людей, которые пытаются оправдать свое нежелание исполнять заповеди Божии, что свидетельствует как раз об обратном – об отсутствии Бога в их душе.

 

– Есть ли связь между Воскресением Христовым и нашей повседневной жизнью?

 

 

– Однозначно. Как пишут святые отцы, своими грехами мы распинаем Христа, а своим покаянием – становимся свидетелями Его Воскресения. «Арена» этих действий – наше сердце. Мы не должны забывать об этом.

 

– Поясните, пожалуйста, в чем же заключается красота и жизненная сила православной веры?

 

 

– В полноте человеческой жизни, в радости общения с Богом, в свободе, дарованной Богом.

 

– Может быть, благодаря общению со священнослужителями, может независимо от этого, у взрослого, пусть уже крещеного, человека появился интерес к религиозной жизни. С чего ему следует начать свое воцерковление?

 

 

– Универсального рецепта по этому поводу нет. Лишь только прямое общение со священнослужителем, в котором вы сможете рассказать о себе, поможет вам найти верный путь.

 

– Объясните пожалуйста почему именно сердце в Библейской традиции считается средоточием как злого, так и доброго начал в человеке?

 

 

–В Ветхом Завете есть слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Причт.23:26). В 50-м псалме ежедневно мы читаем: «Сердце чисто созижди во мне Боже». В Евангелии Христос говорит нам: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф. 15:19-20). Но, в связи с форматом прямой линии и недостатком времени, рекомендую вам по этому поводу прочесть труд архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело».

 

– Каков основной смысл семьи? Почему Господь установил людям жить семьями?

 

Из Ветхого Завета мы знаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), т.е. Адаму Господь создал Еву. Кроме того, плод семейных отношений – дети. Именно семья является неотъемлемым фактором формирования мировоззрения человека. Поэтому, многие беды, которые мы переживаем, берут свое начало в семейных неурядицах. От того, какие у нас семьи, зависит и состояние нашего общества.

 

– Нужно ли бояться создавать семью в наше трудное время?

 

Бояться нужно лишь Бога. Семье, живущей с Богом бояться ничего не надо.

 

– Ваше Высокопреосвященство, почему люди разводятся и рушатся семьи? Какая основная причина этого?

 

Основная причина данного в том, что люди, вступая в брак, ищут не духовного соответствия, а душевного комфорта, но, как правило, все сводится к телесному удовлетворению, не более. Каждый воспринимает брак с потребительской точки зрения: он мне должен, потому что я с данным человеком живу.

 

 

В Запорожской епархии УПЦ уже несколько лет внедрена практика бесед перед вступлением в брак, на которых священник поясняет, что венчание не есть оберег, но особая ответственность пред Богом. Семьи рушатся от маловерия и непонимание сути брака, которое заключается в том, что сочетаются «нестадва,но плоть едина», поэтому нужно не идти на поводу страстей, а испытать чувства. Брак суть жертва, но не выгода.

 

– Уважаемый Владыка Лука, часто в церковной среде приходится слышать фразу о том, что послушание превыше поста и молитвы. В связи с этим хотела бы задать вопрос: Каким образом понимать данные слова?

 

Пример послушания дает нам сам Христос. В Евангелии мы встретим немного Его молитвенных подвигов, кроме моления о Чаше. Нигде, также, не говорится о Его постах, кроме одного в пустыне, но очень часто мы слышим о том, что Он исполняет волю Своего Отца Небесного. Преподобный Силуан Афонский говорил: «что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы».

 

– Сегодня в газетах и журналах, на различных сайтах, можно столкнуться с карикатурами и оскорбительными статьями на религиозную тематику. Как культурно образованному человеку относиться к подобного рода выпадам против духовности?

 

 

– Быть выше этого. Что делал Христос на Кресте – молил о Своих распинателях. Поэтому и нам нужно уподобляться Ему. Господь поругаем не бывает. Тот, кто продуцирует подобные материалы – есть человек далекий от Бога, но Господь вразумит его ведомыми лишь Ему способами. Кроме того, есть выражение: «молчанием предается Бог». Поэтому, человек должен не проходить мимо, а выступать против данных инсинуаций, но не убийством себе подобных, а законными способами.

 

– Владыка, сегодня многие обвиняют Украинскую Православную Церковь в непатриотичности, хотя это и не соответствует истине. Что для Вас значит патриотизм?

 

 

–К сожалению, на сегодняшний день понятие «патриотизм» путают с понятием «этноцентризма», суть которого сводится к догме «свой-чужой». Для меня патриотизм – любовь к земле, на которой я живу, к моим соотечественникам, в независимости от их происхождения.

 

– Каким вы видите будущее УПЦ в Украине?

 

 

– Будущее Православия на Украине зависит от веры украинцев, в свою очередь укрепляемой благодаря добросовестному пастырскому труду священства. Если духовенство будет нести слово Божие людям, Церковь для человека будет не только культовым сооружением, но и силой, объединяющей каждого члена в единый богочеловеческий организм, Соборный Православный спасительный организм. Весь 2000-летний путь Церкви являет нам пример того, что Господь сохраняет Ее, не смотря на вековые гонения, так что же может сделать слуга не Бога, а человеческой гордыни, с Божественным творением? Лишь укрепить!

 

 

Сейчас преподносят нам мнение народа. По этому поводу хочу привести евангельский пример и спросить. Мнение народа очень переменчиво. Так, когда Христос входил в Иерусалим, народ кричал Ему «Осанна…». А затем через пять дней, наученный своими «учителями, законниками и священниками», которые завидовали Сыну Божьему, этот же народ уже кричал «распни, распни Его». И там, и там – мнение народа. Ничего не напоминает Вам сегодняшние события. Какое мнение нужно слушать: «Осанна…» или «распни…»? Может необходимо современным горе-«учителям, законникам и священникам» побороть свою зависть и вспомнить законы и каноны, прежде чем судить УПЦ?

 

– Считаете ли Вы возможным для себя взаимодействовать с разными религиозными конфессиями в деле служения Богу и Родине?

 

 

–Что Вы подразумеваете под взаимодействием? Ответ на ваш вопрос хочу разбить на две части.

Во-первых: меня обвиняют в том, что я не совершаю богослужений с представителями других конфессий. Хотелось бы узнать, а по какому именно чинопоследованию (регламенту) мы должны совершать данные службы? Каждая конфессия молиться Богу по своему, утвержденному уставу. По этому поводу вспоминается басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Заявления о необходимости совершения подобных совместных молитв похожи на действия персонажей данной басни. И куда мы можем завести свою паству подобными действиями? С декабря 2013 года в 21.00 паства нашей Церкви возносит молитвы о мире в Украине. Думаю, что ничего не мешает остальным присоединиться к подобной практике.

 

 

Во-вторых: творение добрых дел – это и есть поле наших совместных действий. Я неоднократно обращался к представителям не только христианских конфессий, но ко всем религиозным организациям Запорожского края, поддержать инициативы Запорожской епархии, например – «Любовь милосердствует» или помощь в восстановлении военного госпиталя, однако на наш призыв откликнулись лишь буддисты.

 

– Какие Вы видите перспективы взаимоотношений с представителями Киевского Патриархата, есть ли возможность диалога?

 

 

–Как и везде: вести адекватный диалог можно лишь в том случае, когда обе стороны говорят на одном языке – закона, в нашем случае – на языке Церковных Канонов. Православная Церковь, по своей любви, всегда готова принять в свои материнские объятья отошедших, заблудших чад через покаяние.

 

 

– Молится ли духовенство о мире в Украине, о нападении единоверных на нашу Родину ? Ваше мнение о лукавых деяниях властей?

 

 

– Да, мы молимся о мире в нашей стране. На всех Божественных Литургиях священники возносят эти молитвы. Мало того, во всех ектиниях мирных звучат слова о призыве Божией благодати на нашу землю и просьбы о мире. Любое действие, направленное против мира, против человека – направлено против Бога. Поэтому необходимо всегда обращаться к Богу, чтобы он защитил нас от подобных деяний и вразумил тех, кто намеревается их совершить. Христос четко нам сказал: что человеку невозможно, то Богу все возможно. Молитва является нашим самым сильным оружием против врага рода человеческого.

За любое наше действие мы ответим перед Богом, каждый из нас должен об этом помнить и люди, наделенные властными полномочиями – тоже.

 

Владыка, в памяти украинцев еще достаточно свежо, когда почти год назад, в 8 мая 2015 года,в Верховной Раде Предстоятель УПЦ Митрополит Онуфрий не встал, чтобы почтить память героев, погибших в АТО. Как Вы прокомментируете это?

 

 

– Отвечу кратко. Я не имею морального права за спиной Блаженнейшего обсуждать его действия. Не нужно зацикливаться на том, что было раньше, следует судить по поступкам людей. Своими делами наш Предстоятель ежедневно свидетельствует об отношении к происходящим событиям и уважении к погибшим в АТО. Блаженнейший Онуфрий делает все для того, чтоб на нашу многострадальную землю пришел мир.

Ни в коем случае не хочу Вас обидеть… Но еще раз прошу, давайте не будем думать о том, что уже произошло, а идти вперед!

 

– Недавно в театре им. В. Г. Магара был показан спектакль «Оскар и Розовая Дама». Это мероприятие– первый масштабный опыт взаимодействия православной епархии с греко-католиками, направленный на оказание помощи больным детям. Прокомментируйте, почему благословили? Что сами из этого опыта почерпнули?

 

 

– Данный проект очень созвучен с нашим церковно-общественном проектом «Любовь милосердствует». Любой проект, который направлен на помощь больным детям, спасение их жизни – мы всегда будем стараться поддерживать. Для себя я почерпнул новые интересные формы работы.

 

– Будут ли изменения в уставе УПЦ касательно вопроса выборности епископа, благочинного? Сможет ли простой народ выразить свое мнение, если он – часть Церкви Христовой? Примеры выборности есть в других Церквях мира.

 

 

– Со времен Крещения Киевской Руси подобной традиции в нашей Церкви не было.

 

Владыка Лука, у меня такой вопрос: я вижу, как много людей во время Литургии отвлекаются (да и я сама) во время чтения Писания и все потому, что оно читается на старославянском языке. Но ведь в то время на нем говорили, а значит, его понимал народ! Я, как прихожанка, читающая Евангелие дома, трудно воспринимаю Его же на древнем языке. Как вы считаете, может стоит сделать чтение Псалмов и Писания на языке, доступным для всех?

 

 

 

– По этому поводу на сайте Запорожской епархии была опубликована статья иерея Максима Райкова. Вкратце скажу, что церковно-славянский язык – это не старославянский. Один из старцев говорил: ты не понимаешь, а бесы понимают и трепещут. Кроме того, это язык, которым пользуются исключительно во время богослужения, как и врачи используют латынь в своей врачебной практике. Церковно-славянский язык не является таким уж сложным для нашего понимания, и его легче выучить, чем иностранный. Практический совет – чаще на нем читайте. Кроме того вам никто не запрещает читать дома на понятном вам языке, так как практически все книги церковного обихода имеют адаптированный к современному языку вариант.

 

 

– Можно ли заставить пастырей после Литургии не убегать а побыть в храме хотя бы полчаса для общения с людьми – это важно
получить совет, может быть утешение. Очень не хватает общения.

 

– На епархиальных собраниях мы говорим о том, что духовенство должно быть ближе к пастве, а священники не только требоисполнителями, но и духовными отцами, проводниками в Царство Божие. Ваш вопрос в первую очередь адресован к совести духовенства, и в то же время, прошу вашей терпимости, ведь священник тоже человек и так же как и все имеет свои насущные дела, касающиеся прихода, семьи и так далее. Не нужно осуждать, постарайтесь понять. Если Вам остро необходим духовный совет, а Ваш приходской священник не может его дать – обратитесь к благочинному вашего округа, либо в храм, находящийся поблизости.

 

 

– Поддерживаете ли Вы защитника православия епископа Лонгина Банченского, многие прихожане в том числе и священство ждут вашего слова.

– Церковь издавна выработала механизм решения любых спорных вопросов. Наиглавнейший из них есть дискуссия на Соборе, который созывается для обсуждения той или иной ситуации. Мало того, согласно данной традиции епископ не должен выдвигать обвинения относительно действий своего собрата по архипастырскому служению в публичной среде, тем более сейчас, когда любое выступление своего собрата мастерски подхватывается врагами Церкви для того, чтобы осквернить Ее.

 

– Считаете ли Вы латинян братьями или еретиками?

 

 

– Христианство отличается от всех остальных религий не только тем, что оно говорит о любви к ближним и друзьям. Уникальность его в том, что оно говорит и о любви к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». Кто еще, кроме Христа, когда и где сказал такие же слова? Если внимательно читать Священное Писание, то становится совершенно очевидным, что критерием человечности и религиозности вообще может быть только то, насколько каждый из нас преуспел в любви.

 

 

Если вспомнить 90-е годы, то во многих храмах можно было видеть плакаты с изображением Церкви Христовой в виде древа, на которых доступно разъяснялось что есть Церковь, и что есть деноминации, конфессии, отпавшие от ее ствола и не имеющие питания от его корня. Даже раковая опухоль, при всем ее атипизме, все же несет в себе признаки материнского организма. Отпавшая ветвь, не смотря на то, что утратила связь со стволом, сохраняет отдаленное сходство с древом, от которого отделилась. Католическая церковь уподоблена этой ветви, хотя по-своему, старается жить согласно Евангельского учения. И если через покаяние, она вновь вернется в лоно истинной Церкви, то Церковь ее примет. Вспомните притчу о блудном сыне, который ушел в дальние страны, промотав данное ему, но возвратившись к отцу, был встречен с радостью. Члены Католической церкви носят в себе образ Божий, как и мы, но искаженный ересью латинян. Поэтому братья или еретики есть понятия из совершенно различных плоскостей. Данный вопрос, с логической точки зрения равен тому, как «считаете ли вы теплое или синее правильным».

 

– Владыка, 20 марта 2016 г. в День Торжества Православия по Вашему благословению прозвучала анафема в адрес главы раскольников Филарета и его последователей. После чего Вы официально объяснили Вашу позицию и позицию Церкви по этому вопросу. Вы оскорбили людей, относящим себя к Киевскому Патриархату... Зачем было сделано это именно сейчас – такой явно разъединяющий шаг, если в Запорожье все относительно мирно?

 

– Анафематствование есть публичное обличение в ереси, отступлении от Церкви, но не проклятие. Данное последование совершает епископ, но не священник. 

 

Михаил Антонович, более известный как «патриарх Филарет», был «причислен к лику анафематствованных» не при «новой власти», а в 1994 г, и в чин было внесено соответствующее возглашение, т.к. был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

 

 

Всем известна фраза: незнание закона не освобождает от ответственности. Данный чин совершается мною уже 10 лет, а в Запорожье данный Чин я совершаю с 2011 года. Но почему лишь сейчас это вызвало смущение понять не могу – либо это проснулись верные последователи Геббельса, либо появились люди, которых поразила ересь этнофилетизма.

 

 

Своими действиями я никого не оскорбляю, а как архипастырь забочусь о спасении бессмертных душ наших запорожцев, которые в наше время легко могут быть соблазнены ересью.

 

– Кто из меценатов поддерживает епархию в последние два года? Ведь сегодня экономическая ситуация в стране очень сложная?

 

 

– Как управляющий Запорожской кафедрой с 2011 года могу сказать, что основная часть средств за счет которых существует епархия – это пожертвования, поступающие от прихожан.

 

– Реализуя масштабные благотворительные проекты, подобные «Любовь милосердствует», Церковь берет на себя функции государства, апеллируя при этом к возможностям простых людей, которые сегодня, скажем прямо, обнищали. Ведь согласитесь, достаточно тяжело проверить, как те, кому была оказана помощь, ей распорядились. Не думаете ли изменить что-то в подходах епархии к проекту?

 

 

– Когда вокруг нас очень много говорят о коррупции, воровстве, лжи – невольно начинаешь подозревать в этом всех, кто тебя окружает. Епархия помогает от чистого сердца, а тот, кто пытается на этом нажиться – «собирает на главу свою горящие угли». Мы не фискальный орган и не имеем права проверять деятельность медучреждений, которым оказали помощь. Если у вас есть конструктивные предложения, механизм работы в данном направлении, я готов выслушать предложения.

 

 

Источник Позиция

Олег ВАЛИК