Более десяти лет назад,
после первого Майдана, отечественные политики всерьез заговорили о
необходимости административно-территориальной реформы. Пару лет вопрос активно
мурыжили на всех уровнях, но идея отклика не нашла и была задвинута в долгий
ящик. Пока пришедшая на волне Майдана 2.0 власть не вознамерилась довести
подзабытое начатое до конца. Не останавливает ее ни бедственное экономическое
положение в Украине, ни боевые действия, ни полное отсутствие понимания того,
чем эта реформа обернется в сухом остатке.
Если у незабвенного
булгаковского Шарикова лейтмотивом было прямолинейное «все взять и поделить»,
то украинские чиновники задумали более изощренную многоходовку: пустить людям
пыль в глаза по поводу выгод от укрупнения территориальных единиц, затем
провести общественные слушания в каждом населенном пункте, добиться согласия
громад, таки загнать их в один «колхоз» и только потом по максимуму распилить
все, что можно. Спросите, к чему такие сложности? А это чтобы Европа не
придралась: мол, людей никто не спросил, навязав им новую модель жизни в
государстве.
По закону «О добровольном
объединении территориальных громад» лишь они сами вправе определяться, хотят
слияния с соседями ради общего блага или нет. Но давайте начистоту: никаких
«слушаний» в действительности нигде не происходило. Собирали народ на местах,
вдалбливали ему «политику партии» и обязали выполнять. А кто имел смелость
приводить доводы против – враг, саботажник, коллаборационист и вообще
редкостная бяка. Чиновники аргументируют: еще с середины 1990-х многие громады
выступали за свою финансово-экономическую самостоятельность. Ну, хотели –
получайте. Но при этом никто не учитывает, что страна скатилась в такую
пропасть, что даже объединение по территориальному фактору бонусов никому не
добавит.
Более того, речь идет о
безжалостном уничтожении украинского села, которому государство, по сути,
готовится нанести последний и нокаутирующий удар. Об уровне инфраструктуры в
глубинке наслышаны даже те, кто по жизни не выбирался из крупных городов.
Полуразрушенные школы, оборудованные в стиле ретро больницы, полная социальная
дезориентация – натуральные отбросы цивилизации, уж простите за резкость. И государство
почему-то вздумало, что, оставив по одному такому объекту (пусть даже
отремонтированному и нашпигованному по последнему слову техники) на десяток
сел, а также сосредоточив в «центре» необходимые ячейки органов власти,
преподносит населению щедрый гешефт.
Нет, ребята, тут
попахивает вещами куда более нехорошими, по принципу «до основания разрушим, а
потом...». А под «потом» разумеется полный крах села. У многих ли местных
жителей хватит выдержки по любой необходимости пилить добрую сотню километров
за какими-либо справками? Поспособствуют ли усвоению знаний детьми ежедневные
поездки в школу на не меньшие расстояния? И доживет ли пациент до того момента,
как его по бездорожью доставят в территориальное медицинское учреждение? Плюс,
пока в селах сохраняется действующая система управления, там еще есть
предприятия и создаются рабочие места. А укрупни всех под одну гребенку – и
привет. Напрашивается вывод, что людей сознательно планируют изгнать из
сельской местности, создав нечеловеческие условия существования.
Неудивительно, что
подавляющее большинство селян категорически возражают против политики вымывания
их с родной земли. Может, жизнь там и несладкая, но привычная. Работа в аграрном
секторе, опять же, пока есть – никак держава сельское хозяйство добить не
может. В общем, народ сопротивляется новшествам, но кто ж его будет слушать,
когда все уже решено? И не только властью (а, может, она вовсе даже ни при
чем?), но и «лучшим другом» Украины – Международным валютным фондом. Каким он
здесь боком? Да самым непосредственным.
Предоставляя нашей стране
многомиллиардные кредиты, «валютчики» справедливо рассчитывают на их отдачу с
процентами. Но, учитывая склонность украинской власти к разбазариванию и
дерибану любых финансовых поступлений, есть мнение, что в срок вернуть займы
она не сподобится. Следовательно, наступает время варианта Б, а именно –
отдавать что-то вместо денег. В государственной собственности осталось не так
много финансово привлекательных объектов промышленного комплекса, и
сомнительно, что МВФ на них позарится в принципе. А вот легендарный украинский
чернозем – совершенно другое дело! И тогда схема вырисовывается со всей своей
пугающей четкостью: население из сел выметается поганой метлой, а
«освободившиеся» таким образом территории переходят под юрисдикцию
кредиторов...
Окончание – в следующем
номере