Для разрешения кризиса и нахождения консенсуса между
правительством и президентом – на премьерство и, соответственно, реформы был
мобилизован Владимир Гройсман. Он без промедления молниеносно поднял цену на
газ и отменил социальную норму потребления голубого топлива (читайте стр. 6–7).
При этом бросил народу «кость» в виде отмены налогообложения пенсий работающим
пенсионерам. К тому же обещано с 1 декабря повысить соцстандарты на 10%,
минимальную зарплату – с 1550 до 1600 грн, и прожиточный минимум – с 1399 до
1544 грн. То есть разница чувствуется: тарифы ЖКХ в среднем для семьи
поднимутся на 1000 гривен, а вот пенсии аж на 50 грн!..
С «социалкой» разобрались, а вот с Генпрокуратурой, как
говорится, абзац… Нет, дебаты вокруг кандидатов в новые генпрокуроры, конечно,
идут. Точнее, вокруг предстоящего голосования по
внесению изменений в «Закон о ГПУ». Оттуда планируется убрать нормы, согласно
которым генпрокурором Украины может быть назначен только человек, имеющий
профильное образование, плюс солидный опыт работы в этой сфере.
Но эта идея, несмотря на ее
революционность, пока не нашла поддержки. Равно как и прозвучавшее предложение,
что генпрокурором может быть только человек, чья фамилия начинается на «ЛУ» и
заканчивается на «ЦЕНКО».
Но обсуждение продолжается, вместе
с интернет-опросами типа «Кого бы вы хотели видеть генпрокурором?». Поэтому ПОЗИЦИЯ спросила у известных политологов:
– К чему может
привести переписывание законов под отдельно взятую личность?
Ну и, конечно же:
– Какими Вы видите
перспективы работы Кабмина Владимира Гройсмана?
Кость БОНДАРЕНКО, украинский общественный деятель, историк и
политолог:
– Переписывание законов означает то, что в Украине нет
законов. Вспоминается фраза Юрия Луценко, сказанная им на одном из ток-шоу в
2002 году: «Что такое жить по понятиям? Это – если нельзя, но очень хочется…».
Так вот, сегодня у нас жизнь как раз по понятиям.
– Исполнительная власть работает согласно плану МВФ. Поэтому
радикальных изменений ждать не стоит. Владимир Гройсман должен
продемонстрировать экономический рост. Но обеспечить его не финансовыми
поступлениями от оплаты населением коммунальных услуг, а макроэкономическими
шагами: производственными показателями, поиском новых рынков.
Какие шаги для этого предпринять? Необходимо снизить
напряженность с РФ, а также искать экономического взаимодействия в странах Азии
и Африки. Удастся ли это Владимиру Гройсману?..
Руслан БОРТНИК, Директор Украинского института анализа и
менеджмента политики:
– Подобная законотворческая тенденция приведет к разрушению
демократических принципов и разрушению государственности. Если сейчас начать
переписывать законы под конкретное лицо, то этой моделью будет пользоваться
каждая последующая власть. Переписать законы, например, под Юрия Луценко – то
же самое, что открыть «ящик Пандорры». Подобные сценарии просто приведут к
необратимым последствиям в плане разрушения правового государства.
– Правительство Владимира Гройсмана продержится, в лучшем
случае, год. Нынешний Кабмин можно назвать правительством консервации и
стабилизации. Гройсман будет вмешиваться в социальные аспекты, но под
руководством МВФ. А это означает выдвижение монетарной политики на первое
место, что является ошибкой. Вот мы наблюдаем очередное повышение коммунальных
тарифов, которое, несомненно, убьет экономику. Но год индульгенции у власти
есть. За этот период возможны варианты курса. Хотя вряд ли нас ждет что-то
хорошее.
Владимир ФЕСЕНКО, директор Центра политических исследований «Пента»:
– Да, прокурором должен быть человек с юридическим
образованием, но, по моему мнению, без опыта работы в Генпрокуратуре. Нужно не
закон менять под личность, а вообще принимать на работу со стороны. Вызывает
озабоченность то, что сегодня действует самоуправление прокуратуры. Срочно
нужно принять закон, по которому возможно остановить этот процесс. В противном
случае в ведомстве расцветет коррупция.
Генпрокурор, на мой взгляд, это – юрист-профессионал, с достаточным
опытом работы и отсутствием связей «в верхах».
– Касательно ожиданий от премьерства Гройсмана – здесь нужно
учитывать целый ряд факторов. Первое – то, что юридически уже утверждена
программа действий. У правительства иммунитет на год, и парламент не может
отправить его в отставку. Коалиция состоит из двух фракций. По Конституции,
чтобы коалиция была легитимной, она должна состоять как минимум из 226
нардепов.
Где-то в середине мая мы должны увидеть реальных членов коалиции.
Выход некоторых участников оттуда означает парламентский кризис, и тогда
создается новая коалиция, или же это повод для перевыборов.
Правительство Гройсмана будет работать до конца года,
вероятность роспуска, на мой взгляд, минимальна.
Игорь СЕМИВОЛОС,
исполнительный директор Центра ближневосточных исследований:
– Це не кращий
вибір – переписувати закони під одну особистість. В таких умовах, якщо особа
буде наближена до «верхівки», то справи вирішуватимуться швидше, але не на
користь держави та народу. Це не демократичні засади управління.
– Оцінювати
роботу уряду Гройсмана зарано. Але ж перші кроки, на мій погляд, позитивні.
Якщо розвиватиметься вітчизняна економіка, то вимальовуються вельми непогані
перспективи. На сьогодні ми спостерігаємо, що новий уряд бачить ключові
соціальні проблеми і застосовує заходів щодо їх вирішення. Відновлюється
економічна ситуація, ринкова кон’юнктура. Якщо обраний тренд буде сталим, то в
недалекому майбутньому держава продемонструє якісний прорив.
Начало реформам в
Украине было положено в 1991 году. Тогда нас было 52 миллиона человек. Последняя
перепись проходила в 2001 году. Но есть данные Госкомстата, согласно которым, по
состоянию на 2016 год в стране проживает 42,7 млн украинцев.
Почему-то
вспомнилось, как Виктор Янукович в 2010-м перепутал слово «генофонд» с
«геноцидом». Вся страна над конфузом смеялась…
Очень жаль, что в
декабре 2015 года Всеукраинская перепись населения была перенесена с 2016-го на
2020 год. Потому как любопытно точно знать, какими человеческими ресурсами
располагала страна до «реформаторского погрома» и сколько нас останется, чтобы восстановить экономику и социальную сферу
Украины.