Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Миссия. МВФ и «смелые меры» Кабмина

Миссия. МВФ и «смелые меры» Кабмина

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Миссия. МВФ и «смелые меры» Кабмина На этой неделе, с 10 мая, в Украине начинает свою работу миссия Международного валютного фонда. Она пробудет в нашей стране до 18 мая и должна будет по результатам визита сделать вывод о возможности предоставления Украине очередного транша кредита – в размере около $1,7 млрд.
 

Этот транш наша страна не может получить от своих западных партнеров уже с осени 2015 года.

 

 

Это – часть 17-миллиардного кредита, который МВФ планирует выделить в течение ближайших лет. Заметим, сама эта сумма может считаться поблажкой, так как в девять раз превышает отведенную Украине квоту. Впрочем, и предоставляются эти средства в обмен на выполнение жестких и непопулярных требований.

 

 

Кто крайний?

 

 

Здесь необходимо сделать важное отступление: собственно «требований МВФ», на которые любят ссылаться украинские политики, нет. Есть рекомендации фонда, причем довольно абстрактные, во всяком случае, в публичных документах. Зато есть программы, написанные уже не МВФ, а отечественным правительством для фонда. И в этих программах – не требования от фонда, а обязательства Киева перед фондом. Почувствуйте разницу. То есть: «Не мы вам говорим, что делать (и берем на себя часть ответственности перед вашим народом), а вы сами пишете, что будете делать – и получаете от нас деньги, если нас этот план устраивает».

 

 

Чтобы понять, как этот нюанс отражается в практических действиях правительства, приведем пример злосчастных газовых тарифов. МВФ говорит: «Нафтогаз» терпит колоссальные убытки, исчисляемые миллиардами – если хотите кредиты, закройте эту брешь. Выбор метода латания дыр предоставлен украинскому правительству. Мы знаем, что украинское правительство выбрало повышение тарифов на газ (как пишет МВФ в своих документах, «смелые меры по увеличению тарифов»). Так решил Кабмин, так решил государственный «Нафтогаз», так решила «Укргаздобыча», на 100% принадлежащая «Нафтогазу»… А неделю назад были опубликованы бухгалтерские документы «Укргаздобычи», согласно которым глава правления «Укргаздобычи» получает в месяц 1 миллион гривен, его заместители – до 400 тысяч гривен, его секретарь – 44 тысячи гривен. Нельзя не согласиться ни с Кабмином, ни с газовыми компаниями: дыры в бюджетах нужно латать исключительно за счет повышения тарифов, а не за счет урезания нищенских зарплат газовщиков. Или повышения налогов на дивиденды для украинских толстосумов. Такие вот «требования МВФ».

 

 

Вы требуете невозможного?

 

 

«Заминка» с получением третьего транша, растянувшаяся уже более чем на полгода, связана с известной проблемой – провалом или крайне медленной реализацией намеченных реформ в Украине. В частности, как уже писала ПОЗИЦИЯ, по словам заместителя главы АП Дмитрия Шимкива, остаются непринятыми два десятка законопроектов, необходимых как для преобразований, намеченных самим Киевом, так и для выполнения обязательств перед МВФ. Новый дедлайн для их принятия, установленный Администрацией президента – конец мая.

 

 

И все же, повторимся, у фонда нет какого-то конкретного списка обязательных к принятию нормативно-правовых актов. Но векторы движения украинской власти фонд продолжает указывать. Озвучил он эти пожелания еще раз и 6 мая, как раз накануне визита в Украину.

 

 

В первую очередь речь идет о дальнейшем наступлении на коррупцию. В конце прошлого года МВФ прямо указывал на отсутствие прогресса в формировании антикоррупционных органов – на бумаге созданных в большом количестве, но до сих пор без наполнения «формы содержанием».

 

 

Ожидает МВФ и «повышения эффективности управления госпредприятиями», что означает где-то реорганизацию государственных гигантов (того же «Нафтогаза»), а где-то и их приватизацию. Кабмин Владимира Гройсмана на прошлой неделе внес в Верховную Раду законопроект №4536, по которому предлагается исключить из перечня запрещенных к приватизации около четырехсот государственных предприятий. Это – 374 предприятия сельскохозяйственной отрасли, а именно спиртовой, хлебопродуктов и предприятия «Укрфитотерапии», из которых 116 объектов ликвидированы и 78 реорганизованы, 180 – не отвечают критериям, определенным статьей 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества». Также предлагается исключить 17 объектов транспортной отрасли.

 

 

Ради кредита предполагается также запуск судебной и фискальной реформ. Что касается последней, то речь здесь будет идти не только о налоговой реформе, но и о реформировании таможни. Оба преобразования жизненно необходимы самой Украине, а не в качестве «галочек» для МВФ – бизнесу нужны адекватные налоги и либеральная прозрачная таможня, всем нужны честные суды. Самим судам, таможенникам и налоговикам эти реформы не нужны, похоже, совсем. А их лобби куда сильнее лобби бизнеса или тем более рядовых граждан. Впрочем, как бы то ни было, за май такие реформы не провести, поэтому на получение ближайшего транша их влияние будет незначительным.

 

 

Ожидает МВФ увидеть прогресс также в реформе энергетического комплекса, о котором мы уже поговорили выше, и пенсионной реформе. С пенсиями почти та же проблема, что и с тарифами. Пенсионный фонд – дефицитный, тратит намного больше, чем получает. Самый простой способ исправить эту ситуацию – тянуть вверх планку пенсионного возраста, резать пенсии, увеличивать налоги и сборы. Самый простой способ, но не самый мудрый. Впрочем, МВФ это отсутствие мудрости (читай: наша внутренняя проблема) будет интересовать мало.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

Источник Позиция