Инициатор обращения
подчеркивает, что в борьбе за власть кандидаты всегда идут на что угодно и
могут обещать даже самое невероятное, прекрасно осознавая, что все им все
простят. По его мнению, если такая петиция будет рассмотрена и принята, то
украинские политики впредь будут аккуратнее в своих фантазиях. Также будет уместно вспомнить о
том, что во времена президента Януковича был принят Закон о выборах (17 ноября
2011 г.), освобождавший политиков от ответственности за свои предвыборные
обещания, которые являются лишь средством агитации.
Однако есть сомнения по
поводу того, осмелится ли наш президент когда-нибудь подписать такой документ. Вспомним,
что перед тем как вступить на должность гаранта, он сам обещал украинскому
народу безвизовый режим с ЕС, эффективную борьбу с коррупцией, а также
завершение вооруженного конфликта на юго-востоке страны. А вот и самое крутое
его обещание: «Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться
два-три месяца. Она будет длиться часы».* И еще: «По тысяче гривен в день
каждому участнику АТО». Тем временем, прошло уже два года, а этот воз обещаний
с места не сдвинулся.
В 2014-м, 25 мая, Петра
Порошенко выбрали президентом. Вся его предвыборная кампания строилась на
слогане – «избрать за один тур, иначе танки Путина будут грохотать на
Крещатике». Именно благодаря «угрозе со стороны террористического Донбасса»
напуганный электорат ринулся на избирательные участки.
7 июня происходит
инаугурация президента Порошенко. На ней он на двух языках изложил свой мирный
план. Приведем в оригинале русскоязычную часть его речи: «Дорогие наши братья и
сестры, сограждане! Многие из вас уже успели ощутить на себе «прелести»
правления террористов. Они, помимо мародерства и издевательства над мирными
гражданами, привели и без того кризисную экономику региона на грань полной
катастрофы. Но мы ни при каких обстоятельствах не оставим вас в беде.
С чем я как президент
приеду к вам в самое ближайшее время? С миром. С проектом децентрализации
власти. С гарантией свободного использования в вашем регионе русского языка. С
твердым намерением не делить украинцев на правильных и неправильных. С
уважительным отношением к специфике регионов. К праву местных громад на свои
нюансы в вопросах исторической памяти, пантеона героев, религиозных традиций. С
проработанным еще до выборов совместным проектом с нашими партнерами из
Евросоюза по созданию рабочих мест на востоке Украины. С перспективой
инвестиций, с проектом программы по экономической реконструкции Донбасса.
Сегодня нам нужен
легитимный партнер по диалогу. Говорить с бандитами мы не будем. А действующие
местные депутаты уже никого не представляют. И мы готовы огласить досрочные
местные выборы на Донбассе».
И подытожил на державном
языке: «Такий мій мирний план для Донбасу та всієї країни».
Т.е. сначала разоружение террористов
и восстановление украинской власти на всем Донбассе, а потом местные выборы, на
которых избранная власть получит больше полномочий. Как видим, «мирный план» до
сих не выполнен, как, впрочем, и остальные обещания.
Вместе с тем нельзя не
отметить, что за два года Порошенко удалось построить контролируемую им лично
модель власти. Своего винницкого соратника продвинул премьером, и сегодня
Гройсман – просто послушный исполнитель воли президента.
Очевидно, что если
Порошенко не сконцентрирует власть, не соберет под свое влияние силовиков – у
него не будет маневра ни во внутренней, ни во внешней политике. И вот на главу
коррумпированной системы прокуратуры президент продавливает своего управляемого
сподвижника Юрия Луценко. А вся система якобы новых антикоррупционных органов –
Национальное антикоррупционное бюро, Антикоррупционная прокуратура,
Национальная антикоррупционная комиссия – так, для отвода глаз, призванные
ловить «мелочевку». Генпрокуратура остается главной «карающей десницей» президента,
вместе с СБУ. Сказали главе ведомства Василию Грицаку шугануть «радикалов»
Олега Ляшко за излишнюю «педализацию» темы офшоров президента – мгновенно все
руководство Радикальной партии было вызвано на допрос. Во главе «Нацбанка»
стоит «своя» Гонтарева.
Парламент Порошенко тоже
контролирует. Нет, заставить депутатов принять закон о выборах в Донецкой и
Луганской областях, другие акты, которые европартнеры требуют принять в рамках
Минского формата, он не может – слишком сильна еще в ВР националистическая
составляющая. Но главное в том, что это ему и не нужно. Достаточно посеять в ВР
управляемый хаос. Рада превратилась в ни на что не способный законодательный
орган власти, «спускающий пар» в случае перегрева общества – это идеальный, по
мнению Порошенко, «партнер». Раз в месяц парламентских лицедеев выпускают на «сцену»,
где они веселят нацию, одеваясь в вышиванки и принимая очередной закон о
декоммунизации, ненависти к своему прошлому и уже приверженности к
нетрадиционным нормам отношений западного пошиба.
Украина стала самой нищей
страной в Европе, однако это лишь повышает степень управляемости биомассой.
Плюс всегда есть «внешний враг». Куда там до невыполненных обещаний.
Так что мы плавно
вернулись к той модели управления, которую реанимировал Янукович в 2011 году и
называется она президентско-парламентская форма организации власти. Что ни строим,
получается президентская вертикаль… Впрочем, возможно, что сегодня, после того,
как «революция достоинства» разбалансировала всю систему государственного
управления, порошенковская система хоть как-то сохраняет видимость существования
государственных институций. Пусть и вопреки всем нормам законов, которые
практикует цивилизованный мир.