Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сражение за бюджет

Сражение за бюджет

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Сражение за бюджет

В 2016 году на нужды обороны из госбюджета Украина потратит 5% ВВП. Этот тезис, и главное – эта цифра, широко распространяется и часто упоминается. На то есть причина: 5% ВВП – символичный показатель. Мирные страны в сердце Европы, где-то у подножия Альп таких высоких расходов на силовой блок не имеют. Но для воюющей страны эти траты – вполне обычное явление. И дело, конечно, совсем не в символизме – таковы реальные потребности государства.


Но при более внимательном рассмотрении вопроса мы увидим, что в украинских реалиях возникла некоторая путаница в понятиях. Под оборонными или военными расходами понимают, как правило, именно затраты на армию. Полицейские формирования проходят во всем мире по отдельным строкам сметы. И это логично: по сути, армию и органы внутренних дел объединяет только ношение погон. У них разные функции и задачи, а следовательно – и разный инструментарий, разная выучка, даже разная идеология работы, если так можно выразиться.


Украина, исходя из некоторых дипломатических соображений, предпочитает называть происходящее на востоке страны антитеррористической операцией, тем самым оправдывая, например, участие в ней подразделений МВД. Напомним, что Нацгвардия и большая часть бывших добровольческих батальонов подчинены именно министру внутренних дел.


Можно возразить, что Нацгвардия и другие соединения МВД сражаются на Донбассе бок о бок с армией, поэтому никаких принципиальных различий между ними нет. Не умаляя заслуг и подвигов нацгвардейцев, отметим, что разница все же есть: в отличие от ВСУ НГУ несет службу не только в зоне АТО, но и по всей территории мирной части Украины. Не будем забывать, что Нацгвардия поддерживала или поддерживает порядок в Закарпатье, в районах добычи янтаря на севере страны, в Харькове, в Одессе накануне годовщины трагических событий 2 мая и так далее. Это ее вполне естественные полицейские функции. Но это все же не оборона в классическом понимании данного термина.


На самом деле «оборонный» бюджет Украины делится на две большие части: размером немногим менее половины – которые тратятся на нужды собственно армии и МВД. Небольшие его доли приходятся также на СБУ, разведку, аппарат СНБО и т.д. Таким образом, реальный военный бюджет страны составляет не 5% ВВП, а почти вдвое меньше – около 2,45%. Этот показатель по-прежнему высок в сравнении с мировыми данными, но он свидетельствует, что радикального прорыва в финансировании вооруженных сил сделано не было.


Дели на два


Возвращаясь к бюджетным расходам, отметим, что бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко, комментируя Госбюджет-2016 отметил, что расходы на вооруженные силы в прошлом, 2015-м году, составляли 2,6% ВВП. То есть в относительных величинах наблюдается даже снижение затрат. Также он обратил внимание на то, что из 55,5 млрд грн, отведенных именно на армию, 4,5 млрд грн (более 8%) – деньги спецфонда, наполнение которого – вообще особое «боевое задание» правительства.


Примерно такую же сумму, 4,6 млрд грн, выделили на развитие техники и вооружения. Этого крайне мало, учитывая, что на Донбассе по ту сторону линии столкновения украинская разведка (да и некоторые СМИ) фиксировали появление самой современной техники, которая не только не была на вооружении украинской армии (то есть не могла стать трофеем), но и в российской армии только-только поступила на вооружение.


При этом около 6 млрд грн законодатели «расписали» всем силовым ведомствам на некие «программы повышения обороноспособности», суть которых не до конца ясна.


Львиная доля остальных расходов – содержание войск, в том числе выплата новых, повышенных заработных плат. Военнослужащие, с которыми удалось пообщаться ПОЗИЦИИ, подтверждают, что рядовым контрактникам платят обещанные в социальной рекламе 7 тыс. грн. И этот фактор для многих мужчин и женщин действительно оказывается мотивирующим для вступления на службу. Другим таким аргументом является относительное затишье на фронте: граждане готовы на работу «с риском», но понимая, что серьезных сражений не было уже давно.


Необходимо и достаточно


Президент Украины Петр Порошенко, кстати, тоже не стал приукрашивать ситуацию с финансирование армии, охарактеризовав суммарный бюджет силового блока интересной формулировкой: минимально необходимая армии сумма, но максимально возможная для Госбюджета.


С ним соглашается и известный волонтер Юрий Касьянов (к слову, один из тех, кто разоблачил присутствие современной техники в так называемых «ДНР-ЛНР»), утверждая, что ни одна из армий мира без волонтерской помощи и народной поддержки не может обойтись.


Фактически и президент, и общественный деятель подтверждают то, что было понятно еще с 2014 года – крепкий фундамент в оборону страны заложили и продолжают закладывать граждане страны: добровольцы, благотворители, волонтеры – и только во вторую очередь – государство. Однако осознание этого не должно превратиться лишь в красивую популистскую фразу об «истинно народной армии». В конце концов за каждую гривну, полученную армией, МВД, СБУ, а тем более – за каждую гривну, ими недополученную, все ответственные должны будут отчитаться.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игорь ОВДИЕНКО