Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Саммит. НАТОвский варшавский договор

Саммит. НАТОвский варшавский договор

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Саммит. НАТОвский варшавский договор Саммит НАТО принял решение о расширении помощи Украине. Однако главный вопрос мероприятия: как блок может помочь самому себе?
 

На минувшей неделе в столице Польши прошел очередной саммит НАТО. Иронично, что мероприятие, на котором чаще остальных тем обсуждали противодействие России, состоялось именно в Варшаве – городе, который в свое время дал название антинатовскому военному блоку во главе с СССР.

 

 

Вообще на саммите изначально были задекларированы три актуальные угрозы для Североатлантического альянса: терроризм, нестабильность на Ближнем Востоке и противостояние с Москвой. Однако – как-то так вышло! – по первым двум темам разговоры лидеров западного мира были недолгими…

 

Батальон. Каждому!

 

 

Нельзя сказать, что Украина, пребывающая в наиболее конфликтных отношениях с Россией, заслужила тем самым глубокое уважительное отношение к себе всего НАТО. Но зато украинскую ситуацию теперь в качестве веского аргумента использует в дискуссиях восточный фланг блока, т.е. балтийские страны и Польша: «Нечего расслабляться! Как видите, холодная война не окончена, и мы находимся на самой линии фронта».

 

 

И альянс глас своих относительно новых членов услышал! В Варшаве было принято решение о расширении присутствия войск НАТО в Восточной Европе. А именно: в 2017 году Эстония, Латвия, Литва и Польша получат по одному дополнительному мультинациональному батальону блока. Причем происходить эта «милитаризация» будет под шефством «старших товарищей»: например, США будут курировать «польский» батальон, а Германия – «литовский». По одному подразделению, численностью от 500 до 1000 человек, на страну – не особое усиление с военной точки зрения, особенно учитывая мощь потенциального противника. Но все же один батальон профессиональных бойцов может оказаться важным козырем на небольшой территории (для сравнения: площадь каждой из балтийских стран соразмерна площади Донбасса).

 

 

Да и в самом НАТО не скрывают, что четыре батальона в Восточной Европе – шаг, важный скорее психологически: показать единство позиций и свою «обеспокоенность».

 

 

Партия войны на Западе потирает руки, надеясь, что четыре батальона не просто символ, а начало фактического движения НАТО на восток. Но не менее удовлетворены итогами саммита и «ястребы» по другую сторону фронта. Даже первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, в последнее время усиленно поддерживающий Кремль, «расшифровал» итоги мероприятия своеобразно: НАТО готовится не защищаться от России, а нападать, значит России нужно... и дальше наращивать свой военный потенциал. Почему-то кажется, что такой вывод сделает не только

«архитектор перестройки».

 

Безоружные, но не беспомощные

 

 

Ситуацию в Украине рассматривают в НАТО, прежде всего, не с точки зрения какой-то международной солидарности, а с точки зрения возможных угроз для блока – и это логично. Тем не менее, нашей стране в рамках саммита была посвящена работа отдельной Комиссии «Украина – НАТО» 9 июля. Главным итогом этой работы по общему признанию стало утверждение комплексного пакета помощи Украине со стороны блока. В этом пакете – целый ряд мер (и их финансирование из специально созданных в НАТО фондов) в различных направлениях сотрудничества: обезвреживания мин, адаптации бывших военных, научно-технического сотрудничества, обучения украинских военнослужащих натовскими инструкторами etc… Часть этого пакета помощи (по четырем направлениям) была утверждена еще в 2014 году на аналогичном саммите в Уэльсе. Теперь (как оперативно и своевременно!) альянс решил сотрудничество расширить количеством направлений взаимодействия – до 40. Что касается масштабов помощи, Петр Порошенко их описал так: «Дадут столько, сколько сможем эффективно взять».

 

 

Поставок современного летального оружия не будет. Хотя этого уже третий год добиваются руководители Украины. По крайней мере, саммит НАТО никак эту тему не сдвинул с мертвой точки.

 

Холодные воды Атлантики

 

 

Что касается возможного вступления Украины в Североатлантический альянс, то, по словам генсека этой организации Йенса Столтенберга, наша делегация данную тему на мероприятии не поднимала и вообще не считает ее актуальной на сегодняшний день… Пожалуй, единственное, что можно добавить – в кои-то веки взвешенная и реалистичная позиция!

 

 

НАТО на саммите в Варшаве подтвердило, что двери альянса открыты для новых членов. Но на практике вход свободен (после прохождения всех необходимых процедур, конечно) для тех, кто и без того интегрирован в западный мир, в том числе в военные проекты: для Швеции, Финляндии, балканских стран. Украина же в течение долгих лет разглагольствования еврооптимистов так и не сделала даже первых формальных шагов на пути в НАТО. А теперь присоединение к блоку невозможно даже теоретически: туда не примут страну не просто с территориальными спорами (Крым), но и с открытым вооруженным конфликтом (Донбасс). Повторимся: к счастью, теперь реальное положение дел осознал и признал Киев.

 

 

Впрочем, даже Йенс Столтенберг (казалось бы, ну ему-то что?) отметил: главным препятствием если не для вступления Украины в НАТО, то точно для проведения реформ, в том числе в армии, является… коррупция. Не обязательно быть генсеком НАТО, чтобы понимать, что главные проблемы – внутри.

 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция