Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Порочная практика. Игра в монополию

Порочная практика. Игра в монополию

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Порочная практика. Игра в монополию Называя экономическое развитие одним из главных приоритетов государства, украинская власть, тем не менее, часто закрывает глаза на такое явление как монополии. В принципе, именно они в числе прочих факторов повинны в том, что население страны стремительно нищает, поскольку отсутствие достойной конкуренции на рынке позволяет владельцам компаний-монополий крутить ценами так, как они сами того захотят.
 

Для начала давайте разберемся, что такое монополия. По самому распространенному определению, это крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция: она производит уникальный продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. В целом для экономики это очень вредно, и с этим трудно спорить.

 

 

А между тем, как и в других странах, в Украине существует специальный орган, призванный бороться с такими дельцами-«единоличниками», и называется он Антимонопольный комитет (АМК). Его основная цель – обеспечиватьзащиту конкуренции в предпринимательской среде. С прошлого года эту структуру возглавляет Юрий Терентьев, и сразу после назначения он вынужден был признать, что монополии в экономике державы играют значительную роль. Но еще более Украина находится в плену олигополий, то есть контролируется группой самых богатых и влиятельных граждан. И АМК за все годы своей работы покончить с этой порочной практикой никак не может.

 

 

В частности, Юрий Терентьев отмечал, что в Украине только 47% рынков являются конкурентоспособными, а остальное экономическое пространство занято монополистами. Причем отказаться от их товаров или услуг люди не в состоянии: не перебираться же обратно в каменный век, отрекаясь, например, от отопления или электричества. В комитете, впрочем, говорят, что официально монополии сложились лишь в сфере ТЭК, а также транспорта и связи. Но это так называемые естественные монополии, ведь конкуренции на этих рынках практически нет. По словам главы АМК, ежегодный объем монопольной ренты в Украине составляет порядка 200–300 миллиардов гривен – соответственно, доля олигархов в нашей экономике выше 10%. А это, судя по мировым меркам, настораживающий показатель.

 

 

Следовательно, антимонопольный комитет не справляется с возложенными на него функциями. И, что примечательно, так было при любой власти. Она не желала признавать, что, допустим, в энергетике правит бал Ринат Ахметов, химию и газ подмял под себя Дмитрий Фирташ, Петр Порошенко заправляет на рынке шоколада и т.д. Правители в упор не видели очевидного, поскольку питали и продолжают питать к олигархам исключительную лояльность – и, надо думать, не бескорыстно. К слову, АМК – единственный государственный орган, имеющий доступ к базе о реальных владельцах того или иного бизнеса. Но даже это обстоятельство не заставляет комитетчиков предпринимать активные действия по исцелению экономики от монопольной болезни.

 

 

Вместе с тем, само украинское законодательство выстроено так, что доказать факт сговора на рынке товаров и услуг крайне тяжело. То есть экономическая безопасность страны – постоянно в стрессовом состоянии. Так, в прошлом году по уровню обеспечения внутренней конкуренции Украина заняла 125 место на планете – красноречивый факт, не так ли? Кстати, сейчас АМК полным ходом занимается так называемым «бензиновым сговором». Дескать, нефтетрейдеры что-то мутят, дабы не допустить снижения цены на топливо. Как думаете, чем дело закончится? Наверняка очередным громким пшиком, и большинство экспертов в этом уверены на все сто процентов. «Антимонопольный комитет Украины начал заниматься «бензиновым делом», потому что продавцы нефтепродуктов забыли занести взятку. АМК занимается обычным государственным рэкетом и решил немного подзаработать. То есть под видом борьбы решает частные вопросы. Поэтому цены на бензин не снизятся», – считает экономист Александр Охрименко.

 

 

Нелишним будет отметить, что по закону монопольное положение на рынке – вовсе не преступление: наказуемым является злоупотребление этим самым положением. Но и это доказать нелегко, посему АМК даже при всем желании не сможет вплотную подобраться к олигархам и как следует их «пожурить». А коль и найдут доводы – выпишут копеечный штраф и баста. Увы, это система, в которой приходится жить всем нам, и ломать ее никто не собирается. Хотя с юридической точки зрения прищучить монополистов можно: достаточно вспомнить практику середины 90-х годов ХХ века. Тогда, на волне глобальной приватизации, государственные монополии были искусственно и в принудительном порядке разделены на разные субъекты хозяйственной деятельности, и мера эта оказалась эффективной. Но, опять же, политической воли нашей власти отчаянно недостает.

 

 

Ничего удивительного в том, что президент, правительство и парламент не заинтересованы в изменении законодательства, что могло заметно облегчить работу АМК. В Украине власть имущие или сами являются монополистами, или кормятся с их рук. В частности, по закону Верховная Рада должна принимать решения, основываясь на выводах антимонопольного комитета, но что-то нечасто в СМИ появляется информация о таких прецедентах. И есть опасения, что, даже обнови состав парламента целиком, ничего не изменится. Деньги-то во всем этом замешаны солидные, а кто из приближенных к «кормушке» захочет за так расстаться с куском своего пирога? Ведь, к сожалению, в эшелонах украинской власти это расценивается как явный признак помешательства...

 

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция